Среда, 17.04.2024, 18:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

История изучения психологии мышления

Теория ассоцианизма о мышлении

 

Первые представления об универсальных закономерностях психической жизни человека связывались с принципами ассоциаций, то есть с образованием связей между представлениями.  Ассоциация тем прочнее и вернее, чем она чаще повторяется.

Согласно этому направлению исходными элементами психологии, то есть сознательного опыта, являются отдельные чувственные представления. Между отдельными представлениями образуются связи ( по сходству, по контрасту, по близости, по причинности).

Законы ассоциаций и были универсальным языком описания и объяснения психических процессов. Мышление выступало как ассоциация чувственных представлений. Исследования, направленные на выявление собственно природы мышления в ассоцианизме почти не проводились. Основной вопрос заключался в том, чтобы выявить как образуется понятие. Образование понятий объяснялось на языке логики. Образование понятий рассматривалось как ассоциирование представлений. ( Представление — это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.) Суждение рассматривалось как результат ассоциаций понятий, а умозаключение как ассоциация суждения.

Одной из оригинальных теорий стала теория диффузных репродукций Г. Мюллера. Согласно этой теории сочетание двух или более чувственных представлений происходит следующим образом, каждое из них, подобно кругам на воде вызывает у человека ненаправленный, диффузный, поток ассоциаций, который сталкивается с другим потоком ассоциаций. При встрече этих потоков происходит их наложение друг на друга и выделяется признак, общий для исходных представлений и существенный для образуемого понятия.

 

Мышление как научение

Термин мышления в данном контексте условен, речь идёт фактически об интеллектуальном поведении в основном, (согласно бихевиористам) животных. Исходный элемент анализа - двигательная реакция,  установление новых стимуло-реактивных связей. Мышление как научение и как образование навыка в решении интеллектуальной задачи.

Ключевой вопрос - как из набора двигательных реакций образуются навыки интеллектуального поведения. Теория "проб и ошибок" Э.Торндайка. Эксперимент: поведенческие реакции животного при решении интеллектуальной задачи хаотичны и не направлены, до тех пор пока животное случайно не обнаруживает связь между приманкой, дверью, половицей. В последующих опытах поведение животного также остаётся хаотичным, хотя количество проб постепенно сокращается, животное научается решать задачу.

Вывод: теории ассоцианизма и бихевиоризма : между ними есть сходство, в результате чего обе эти теории называют механистическими. Сходства: ненаправленная активность субъекта, случайное решение задачи.

 

Вюрцбургская школа о мышлении

Школа возникла в десятые годы XX века в городе Вюрцбурге. Является одним из направлений психологии сознания. Основатели: Кюльпе, Ах. Это направление интроспективной психологии, представители которого впервые в истории психологии попытались экспериментально исследовать процесс мышления человека. Наиболее интересным здесь являются эксперименты Аха, в противовес ассоцианизму. Эта школа рассматривала мышление как внутренний процесс, внутреннее действие. Методы: её экспериментальные исследования были ограничены, все они сводились к методам систематического самонаблюдения. Ах считал, что систематическая самонаблюдение не имеет никакой ценности, если благодаря изменениям внешних условий эксперимента не удаётся вызвать изменений внутренних переживаний и осуществить самоконтроль за ними. Такое изменение внутренних переживаний может быть осуществлено за счёт вопроса, заданного человеку и поиски ответа на него.  Разработав методику искусственных понятий Ах показал, что процесс выбора и характер использования средств зависит от конкретных задач, которые решаются человеком. Таким образом этой школой было показано, что мышление является целенаправленным и направлено на решение задачи.

Решающим вкладом этой школы в психологию мышления стало введение понятия "задачи". Изменило оно и основной метод классической психологии сознания - интроспекцию. Отчёт человека о его внутренних ощущениях, представлениях проводился теперь в условиях поиска ответа на поставленный вопрос. Этот приём изучения мышления стали называть Методом задач. Представители школы психологии сознания пытались исследовать природу мышления, для своих экспериментов они брали простые вербальные задачи, решение которых требовало репродуктивного мышления, человеку не нужно было прилагать усилий.

Было показано, что при решении задачи происходит отвлечение от наглядного облика задачи и переход к пониманию смысла задачи, к её условиям, требованиям. Безобразное мышление. Активность мыслительного процесса предаёт опыту человека особое качество - сознание или осознанность, то есть поиск существенного в задаче, не наглядно-воспринимаемого. Мышление является безобразным. (После их критиковали за этот термин).

Термин "безобразность" возник в результате того, что задачи, которые использовались в эксперименте, были продуктивными, вербальными. После определения псих. природы мышления представителями этой школы был поставлен вопрос о псих. структуре процесса решения задач. Разрабатывал Зельцввёл три понятия: ситуация задачи, требования цель, средства для её достижения. В процессе решения задача выступает для человека как незавершённая комплексная структура. 

Предвосхищается человеком благодаря осознанию средства для достижения решения. Это предвосхищение объясняется за счёт готовности человека перевести отношение или знание из прошлого опыта в актуальный.

 

 

Гештальтпсихология

Всякая часть получает свой действительный смысл только будучи соотнесённой с единой структурой целого. Понимание всех составляющих изучаемого явления, включённых в целостную структуру (гештальт), называется инсайтом. Это явление рассматривается с двух сторон. Извне и изнутри.

Извне инсайт описывают как внешне наблюдаемое событие, наступающее в определённый момент решения задачи. Впервые инсайт был описан Кёлером : после безуспешных попыток достичь цели,  снижения двигательной активности и пассивного разглядывания ситуации, животные вдруг внезапно обращается к средствам как бы впервые обнаруживая их, и с этого момента поведение животного считалось упорядоченным и разумным.

Изнутри инсайт рассматривался как целостная организация или структурирование субъектом проблемной ситуации. Это явление в психологии мышления впервые было проанализировано известным психологом Дункером на примере решения творческих задач, головоломок. Процесс решения творческой задачи труднодоступен самоотчёту. В связи с этим Дункер разрабатывает метод "рассуждения вслух". Согласно этому методу испытуемый должен высказать любые свои предложения по решению задачи, а не просто состояние не имеющее отношение к задаче. Адекватный метод изучения решения таких задач.

- Эти задачи решаются в один этап, то есть содержат возможность целостной организации всей проблемной ситуации адекватной решению

- Такие задачи не требуют специального обращения к прошлому опыту субъекта, в протокол заносится "здесь и теперь".

- Условия таких задач не вполне определены, испытуемый предлагает свои методы решения, запрашивает у экспериментатора дополнительную информацию и рассуждает вслух

Исследовательский метод - достроение до целого. Основа анализа - объективная структура инсайта.

Таким образом решение задачи является переорганизацией и переструктурированием проблемной ситуации. Прошлый опыт скорее препятствует решению задачи.

 

Исследование образования понятий в общественной психологии

Первые методы психологического изучения понятий были направлены на установление у человека умения оперировать понятиями. Принципиально новый шаг к исследованию процесса развития понятий сделал Н.К. Ах Он предложил моделировать процесс развития понятий, используя искусственный стимульный материал. Таких материалов было два.

Первый набор предметов отличных друг от друга по ряду признаков: по цвету, по форме, по весу, по размеру.

Второй набор условных обозначений или бессмысленных слов. Путём совмещения первого и второго наборов образовалось искусственное понятие. Были важны два признака: вес и размер. Поскольку Ах изучал направление мыслительного процесса, то для него было важно, чтобы исходный материал был известен испытуемому

Эксперименты:

- Этап упражнений. Названия всех фигур были подписаны и открыты испытуемому. Испытуемый читал, приподнимая фигуру (вес).

- Этап поиска. Надписи убирались и испытуемый решал задачу указанного типа. При этом возвращаясь к необходимости к этапу упражнения.

- Этап проверки. Образование понятий подвергалось испытанию

 

Этапы образования понятий:

- Образование понятий синкретов, то есть неоформленное, не упорядоченное множество самых разных предметов.

- Мышление в комплексах, то есть объединение предметов в особые группы, которые напоминают коллекцию. Два вида - ядерная и цепная.

- Предметы подбираются к эталону, действительно основываясь на каком-то признаке.

- Каждый объект подбирается по критерию, но в данном случае не к эталону, а к предыдущему предмету.

- Псевдопонятие

- Формирование истинных понятий.