Воскресенье, 23.06.2024, 18:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Психология мышления

История изучения психологии мышления

 

Общая характеристика мышления. Его связь с чувственным познанием.

Познание начинается с ощущения и восприятия. Отталкиваясь от ощущения и восприятия мышление выходит за пределы чувственного и расширяет границы нашего познания. Расширение происходит в силу опосредованности мышления. Мышление с помощью умозаключения позволяет раскрыть то, что непосредственно в ощущении и восприятии не дано.

Ощущение и восприятие отражают отдельные стороны явлений в более или менее случайных сочетаниях. Мышление соотносит ощущение и восприятие, сопоставляет, сравнивает, раскрывает отношения между ними и тем самым открывает новые  абстрактные свойства. Отражает бытие в его связях, отношениях, многообразных опосредований.

В ощущении и восприятии даны многие свойства предметов, но эти свойства даны сплошь и рядом в случайных, несущественных связях. Мышление выявляет существенные связи, основанные на их реальных зависимостях. Выявляя эти связи, мышление переходит от единичного к общему. То есть мышление обобщает

Мышление - высший познавательный процесс. Это опосредованное, основанное на раскрытии существенных связей и отношений. Это обобщённое познание объективной реальности. Это порождение нового знания, активная форма творческого отражения и преобразования человеком действительности.

 

Особенности мышления

1) Социальная природа. Мышление - психический процесс, совершающийся в коре головного мозга, но оно по своей природе социально. Для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, которые были открыты в человеческой практике. Все достижения - это результат работы мышления многих людей.

2) Мышление связано с чувственным созерцанием с одной стороны и с практикой с другой стороны. Воспринимая отдельные факты или явления, человек подвергает их мыслительной обработке, а затем в ходе своей практической деятельности находит подтверждение или опровержение от непосредственного впечатления от предмета.

3) Мышление находится в тесной связи с речью. Мышление и речь имеют разные генетические коды. В развитии речи ребёнка можно выделить: доинтеллектуальная стадия (говорит, но не мыслит), доречевая стадия (уже понимает, но сказать не может). В определённый момент обе эти линии пересекаются, после чего мышление становится речевым, а речь интеллектуальной.

4) Проблемность. Мышление направлено на решение задачи, проблемы, поэтому оно носит поисковый характер.

5) Обобщённость. Мышление выражено в речи, оно имеет обобщённый характер, обозначая словом каждый воспринимаемый предмет, его признак или действие. Человек отражает их обобщённо.

6) Опосредованность. Мышление носит опосредованный характер и это выражено в языке, в речи, сформулированы основные законы, связи, которые раскрыты многими поколениями.

 

Характеристика мыслительного процесса

Ряд этапов:

1) Этап постановки задач.

- Необходима потребность что-то понять, узнать, объяснить.

- Уметь отделить новое от известного

- Необходимо сформулировать и осознать конкретную задачу самому

- Осознание проблемной ситуации

- Постановка проблемы рассматривается как акт мышления, который требует большой, сложной работы.

- Сформулировать в чём вопрос - это значит уже понять проблему. Если не разрешить её, то найти путь решения. Каждая решённая проблема поднимает ряд новых проблем, чем больше человек знает, тем больше вопросов.

2) Решение поставленной задачи.

- Решение задачи совершается различными способами в зависимости от поставленных задач.

- Решение некоторых задач предполагает выдвижение гипотез, знание правил.

3) Завершение мыслительного процесса.

- Естественное завершение мыслительного процесса- это решение задачи.  Недостижение цели рассматривается как неудача . Весь процесс мышления - это сознательно регулируемая операция, она тесно связана с эмоциональным состоянием человека. Мышление связано с волевыми процессами.

 

Типология мышления

Единой типологии не существует

1) Дихотомическая типология. Одно из традиционных различий мышления по типам основано на содержании используемых средств, наглядных или вербальных. Для полноценной мыслительной деятельности одним людям необходимо видеть, то есть представлять предметы в их наглядной конкретности, а другие предпочитают отвлечённые знаковые понятия. Первым бывают труднодоступны даже простые задачи, представленные в знаковой форме. Вторым трудно даются задачи, требующие оперирования наглядными образами.

2) Оригинальный тип мышления. Был открыт в психологии в противовес логическим нормам. В отличие от обычного логического мышления ( реалистического ) было выявлено аутистическое мышление ( шизофреник ). Выявил Е. Блейлер Аутистическое мышление полностью подчинено внутренним желаниям человека, мотивам и допускает логические противоречия и искажения реальности. Симптомы болезни - принцип преобладания внутреннего мира, сопровождающийся активным уходом из внешнего. Вопросы, недоступные познанию и логике, чувства получают большее значение, а логика отступает на второй план. Аутизм игнорирует временные соотношения, бесцеремонно смешивает настоящее, прошлое, будущее. Используется первый попавшийся материал мыслей, оперирование недостаточно продуманными понятиями.

3) По характеру мыслительного процесса.

- Интуитивное: развёрнутое во времени, имеет чётко выраженные этапы и в значительной степени представлено в сознании мыслящего человека.

- Аналитическое: быстрота протекания, отсутствие чётко выраженных этапов, является минимально осознанным.

4) По принципу доминирования рационального и эмоционального. Юнг выделил два типа мышления: Тип экстраверта - первостепенное внимание на объект и объективные данные, факты. Доминирование логики над интуицией и чувствами. Тип интроверта - субъективный фактор, факты - второстепенное значение. Эмоции преобладают над логикой.

5) Практическое мышление и теоретическое мышление.

- Работа практического мышления направлена на решение частных конкретных задач.

- Работа теоретического мышления направлена на нахождение общих закономерностей.

- Практическое мышление имеет непосредственную связь с практикой, оно вплетено в эту деятельность и подвергается непрерывному испытанию.

- Теоретическое мышление - опосредованная связь с практикой, подвергается проверке в конце.

- Для практического мышления характерны жёсткие условия времени, гипотезы проверяются в самой жизни.

- В теоретическом мышлении испытание гипотез идёт в течение длительного срока.

6) Генетическая типология. Качественно разными и отвечающими собственным задачам могут быть способы мыслительной работы на разных этапах психологического развития.

7) По функциональному назначению. Творческое и критическое мышление. Условия их успешного осуществления противоположные. Порождение новых творческих идей должно быть свободно от всякой критики. Критический отбор и оценка этих идей требуют строгости к себе и к другим, не допускать переоценки идей. Методика "мозгового штурма" попытка объединить эти два вида. Эти два вида в режиме сознательной работы используются на разных этапах решения одних и тех же прикладных задач. Этапы творческого мышления -выдвигать любые идеи вплоть до фантастических, сформулировать как можно больше идей. Этапы критического мышления - критически отбросить идеи согласно основной задаче. Определить время для каждого этапа.

8) Важным является разделение на продуктивное, репродуктивное и творческое мышление. Многие психологи против выделения репродуктивного мышления, они считают, что любое мышление продуктивное. Однако часть психологов считает целесообразным выделение репродуктивного мышления. Продуктивное от репродуктивного отличается высокой степенью новизны, оригинальностью. Условие такого мышления - наличие проблемной ситуации, потребность открытия новых знаний. Новизна проблемы диктует способ её решения. Продуктивное мышление выступает в ситуации решения неизвестных задач.

Репродуктивное - известные задачи, способствует актуализации существующих знаний. При решении задачи продуктивное и репродуктивное мышление сплетены. Их удельный вес может быть разный, это зависит от этапа решения задач. На начальном этапе, когда человек пытается решить задачу известными ему способами, осознание необходимости нового способа решения приводит к появлению продуктивного мышления. Осознание найденного пути решения (его проверка) вновь осуществляется на основе репродуктивного мышления. 

У творческого мышления с психологической точки зрения нет принципиальных различий с продуктивным мышлением. Однако условия поиска новых знаний и уровень мыслительной деятельности творческого и продуктивного мышления различны. Творческое мышление - деятельность учёного, который имеет дело с реальной действительностью, далеко не всегда располагает данными для решения проблемы и действует в ситуации неопределённости.Продуктивное мышление-  деятельность ученика, решает новые для него проблемы, имеет дело не с реальной действительностью, а с её искусственной моделью, ученика заранее готовят к решению такой проблемы.

 

Развитие мышления в онтогенезе

Мышление человека на протяжении всей его жизни меняется. Оно имеет возрастную динамику. Это позволяет рассматривать виды мышления как этапы развития онтогенеза.

Три уровня развития мышления:

Каждый из этих уровней выделяется двумя критериями.

- Он отражён в левых частях названия - это конкретная форма, в которой нужно предъявлять человеку познаваемый объект для того чтобы успешно можно было им оперировать. Первый объект представлен в начальной действительности, второй объект изображён на рисунке, схеме, третий описан в знаковой форме.

- Отражён в правых частях названия и соответствует тем формам ( способам), которыми человек познаёт мир.

Действенный - человек познаёт мир через практические действия с объектом. Образное - предмет познаётся с помощью образных представлений. Логический - с помощью логических понятий.

Наглядно-действенное Этот тип мышления возникает в тесной связи с практической деятельностью и направлен на её обслуживание. Это проявляется у детей от двух до четырёх лет. Позже практические преобразования направлены на определения скрытых свойств. Значение этого типа мышления в том, что оно выступает как исходный пункт формирования других более сложных форм мышления. Это самая ранняя, первичная форма мышления. Она важна и для взрослых в определённых ситуациях. Есть профессии для которых является важным наглядно-действенное мышление, например вязание. Для людей занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного продукта.

Наглядно-образное Функции: оно отделено от действия; но объект представлен также полно, как в наглядно-действенном. Мыслительный процесс в этом мышлении непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Это мышление наиболее полно представлено у детей дошкольного и младшего школьного возраста. А у взрослых среди людей занятых практической деятельностью

Словесно-логическое (абстрактно-теоретическое) Использование понятий, логических умозаключений, которые функционируют на базе языковых средств. Пример: деятельность философа. Начинает формироваться в подростковом возрасте.

Эти типы мышления образуют этапы развития мышления в онтогенезе и филогенезе. У взрослого человека они сосуществуют и функционируют при решении различных задач.