Психодиагностика как наука и практика.
Понятие психодиагностики
Подходы к определению психодиагностики:
1.Под психодиагностикой понимают всё то, что связано с измерением индивидуальных различий, по сути используя этот термин как синоним психологического тестирования.
2.Психодиагностика в рамках проективного подхода. Психодиагностика по Роршаху – это исследование личности обследуемого его методикой (пятна Роршаха) и другими проективными тестами.
3.Психодиагностика связывается с оценкой разного рода нарушений, отклонений. Психодиагностика – это наука и практика проведения оценки личнотси или диагностирования психических нарушений средствами клинической психологии. Соответственно термин психодиагноз используется только для обозначения каких-либо расстройств, отклонений.
Предмет и структура психодиагностики
Таким образом, большинство исследователей признают, что психодиагностика как область психологического знания направлена на разработку методов распознания индивидуально – психологических особенностей. При этом она имеет дело не только со стандартизированными методами (тестами), но также качественными настандартизованными оценками личности. Важно также учитывать, что психодиагностика не вспомогательная дисциплина, а полноправная наука, изучающая природу индивидуальных различий. Учитывая разные трактовки, Л.Ф. Бурлачук предложил следующее определение.
Определение Л.Ф. Бурлачука: Психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающей теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
Бодалев А.А. рассматривал психодиагностику как микроэксперимент, в котором в качестве независимой переменной выступает субъективный материал, а в качестве зависимой переменной – реакции испытуемых, которые подлежат дальнейшему обобщению и интерпретации.
Роль психодиагностики в структуре психологического знания:
· Теоретическая психология: Психодиагностика как наука - микроэксперимент; наука о разработке инструментария;
· Практическая психология: психодиагностика как изучение процедуры обследования и способов постановки психологического диагноза;
· Прикладная психология: профессиональная психодиагностика, психодиагностика в образовании.
В течение более чем векового развития психодиагностики сложились основные сферы применения психологических методик, которые могут быть обозначены как отрасли общей психодиагностики:
· Образовательная психодиагностика использует те тесты, которые предназначены для измерения успешности усвоения учебного материала (тесты успешности);
· Клиническая психодиагностика направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей больного (структурно-динамические особенности личности, отношение к болезни, механизмы психологической защиты и т.д.), оказывающих существенное влияние на возникновение, течение и исход как психического, так и соматического заболевания.
Связь психодиагностики со смежными дисциплинами
Психодиагностика находится на стыке предметной области того раздела психологии, который изучает феномен, подлежащий измерению. Особенно тесная связь – с дифференциальной психологией. Предметные области психодиагностики и дифференциальной психологи совпадают, но их разделяют по признаку
· психодиагностика направлена на измерение индивидуальных различий;
· дифференциальная психология ориентирована на познание, проникновение в сущность причин и следствий этих различий.
Психодиагностика, таким образом, рассматривается как «мост» между наукой и практикой.
В ряде случаев психодиагностика (как психологическое тестирование) отождествляется с психометрией, которая включает весь спектр психологических измерений – от психофизических до личностных. Однако целесообразно использовать более узкое понятие, которое связано с измерением, осуществляемым с помощью тестов. В качестве такого понятия используется дифференциальная психометрия.
Психодиагностические методы
Общепринято деление исследовательского метода на неэкспериментальный (описательный) и экспериментальный. Неэкспериментальный метод образует разные виды (методики) наблюдений, беседы, изучения продуктов деятельности. Экспериментальный метод основывается на направленном создании условий, обеспечивающих выделение изучаемого фактора (переменной) и регистрацию изменений, связанных с его действием.
Бурлачук предлагает выделять отдельный метод в психологии как метод постановки диагноза. Основной особенностью психодиагностического метода является его измерительно-испытательная, оценочная направленность.
Любая психодиагностическая методика (тест) должна соответствовать требованиям надежности и валидности.
Психодиагностический метод конкретизируется в трех основных диагностических подходах:
· объективный – диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа выполнения деятельнотси;
· субъективный – диагностика на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания;
· проективный – диагностика на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным материалом, становящимся объектом проекции.
Каждый из этих подходов представлен определенным набором методик