Процесс психологического консультирования
Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии.
Для консультативной психологии характерны трехсторонние отношения, включающие консультанта, консультируемого и клиента, по отношению к которому после консультации должна будет осуществиться работа.
Психологическая консультация – широкий спектр видов помогающей деятельности, в рамках которой квалифицированные консультанты-психологи помогают консультируемым:
1) решить проблемы, связанные с их профессиональной деятельностью и имеющие отношение к отдельным индивидам, разного рода клиентам или программам, за которые консультируемые несут ответственность.
2) помогают консультируемым стать активнее в решении проблем.
3) развивать профессионально-значимые качества консультируемых, чтобы в дальнейшем они могли сами решать подобные проблемы.
Специфические черты психологического консультирования, отличающие его от психотерапии:
+ консультирование ориентировано на клинически здоровую личность; это люди, имеющие в повседневной жизни психологические трудности и проблемы, жалобы невротического характера, а также люди, чувствующие себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности;
+ консультирование сориентировано на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения; эта ориентация основана на вере, что "человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из-за неадекватных установок и чувств, замедленного созревания, культурной депривации, недостатка финансов, болезни, инвалидности, преклонного возраста".
+ консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов; консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь (до 15 встреч); консультирование ориентируется на проблемы, возникающие во взаимодействии личности и среды;
+ в консультировании акцентируется ценностное участие консультанта, хотя отклоняется навязывание ценностей клиентам;
+ консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента.
Также консультирование отличает:
1) ответственность консультируемого за решение проблемы, с которой он обратился,
2) самостоятельность консультируемого в его действиях, которые он осуществляет по итогам консультации,
3) активность консультируемого в решении проблем, с которыми он обратился,
4) по времени процесс консультирования ограничен (50 минут).
Псих. Консультация включает несколько основных положений:
* Консультирование помогает клиенту понять происходящее в профессиональном, социальном пространстве, и осмысленно достичь цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем.
* Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.
* Консультирование помогает обучаться новому поведению.
* Консультирование способствует развитию личности.
* В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.
* Сердцевиной консультирования является "консультативное взаимодействие" между клиентом и консультантом, основанное на философии "клиент-центрированной" терапии.
Основоположник клиент-центрированной терапии С. Rogers выделил три основных принципа этого направления:
a) каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;
b) каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;
c) каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.
Цели психологического консультирования:
1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.
2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.
3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п.
4. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношения детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений.
5. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. Необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением.