Суббота, 27.07.2024, 10:40
Приветствую Вас Гость | RSS
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

История изучения психологии мышления

Теория ассоцианизма о мышлении

 

Первые представления об универсальных закономерностях психической жизни человека связывались с принципами ассоциаций, то есть с образованием связей между представлениями.  Ассоциация тем прочнее и вернее, чем она чаще повторяется.

Согласно этому направлению исходными элементами психологии, то есть сознательного опыта, являются отдельные чувственные представления. Между отдельными представлениями образуются связи ( по сходству, по контрасту, по близости, по причинности).

Законы ассоциаций и были универсальным языком описания и объяснения психических процессов. Мышление выступало как ассоциация чувственных представлений. Исследования, направленные на выявление собственно природы мышления в ассоцианизме почти не проводились. Основной вопрос заключался в том, чтобы выявить как образуется понятие. Образование понятий объяснялось на языке логики. Образование понятий рассматривалось как ассоциирование представлений. ( Представление — это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.) Суждение рассматривалось как результат ассоциаций понятий, а умозаключение как ассоциация суждения.

Одной из оригинальных теорий стала теория диффузных репродукций Г. Мюллера. Согласно этой теории сочетание двух или более чувственных представлений происходит следующим образом, каждое из них, подобно кругам на воде вызывает у человека ненаправленный, диффузный, поток ассоциаций, который сталкивается с другим потоком ассоциаций. При встрече этих потоков происходит их наложение друг на друга и выделяется признак, общий для исходных представлений и существенный для образуемого понятия.

 

Мышление как научение

Термин мышления в данном контексте условен, речь идёт фактически об интеллектуальном поведении в основном, (согласно бихевиористам) животных. Исходный элемент анализа - двигательная реакция,  установление новых стимуло-реактивных связей. Мышление как научение и как образование навыка в решении интеллектуальной задачи.

Ключевой вопрос - как из набора двигательных реакций образуются навыки интеллектуального поведения. Теория "проб и ошибок" Э.Торндайка. Эксперимент: поведенческие реакции животного при решении интеллектуальной задачи хаотичны и не направлены, до тех пор пока животное случайно не обнаруживает связь между приманкой, дверью, половицей. В последующих опытах поведение животного также остаётся хаотичным, хотя количество проб постепенно сокращается, животное научается решать задачу.

Вывод: теории ассоцианизма и бихевиоризма : между ними есть сходство, в результате чего обе эти теории называют механистическими. Сходства: ненаправленная активность субъекта, случайное решение задачи.

 

Вюрцбургская школа о мышлении

Школа возникла в десятые годы XX века в городе Вюрцбурге. Является одним из направлений психологии сознания. Основатели: Кюльпе, Ах. Это направление интроспективной психологии, представители которого впервые в истории психологии попытались экспериментально исследовать процесс мышления человека. Наиболее интересным здесь являются эксперименты Аха, в противовес ассоцианизму. Эта школа рассматривала мышление как внутренний процесс, внутреннее действие. Методы: её экспериментальные исследования были ограничены, все они сводились к методам систематического самонаблюдения. Ах считал, что систематическая самонаблюдение не имеет никакой ценности, если благодаря изменениям внешних условий эксперимента не удаётся вызвать изменений внутренних переживаний и осуществить самоконтроль за ними. Такое изменение внутренних переживаний может быть осуществлено за счёт вопроса, заданного человеку и поиски ответа на него.  Разработав методику искусственных понятий Ах показал, что процесс выбора и характер использования средств зависит от конкретных задач, которые решаются человеком. Таким образом этой школой было показано, что мышление является целенаправленным и направлено на решение задачи.

Решающим вкладом этой школы в психологию мышления стало введение понятия "задачи". Изменило оно и основной метод классической психологии сознания - интроспекцию. Отчёт человека о его внутренних ощущениях, представлениях проводился теперь в условиях поиска ответа на поставленный вопрос. Этот приём изучения мышления стали называть Методом задач. Представители школы психологии сознания пытались исследовать природу мышления, для своих экспериментов они брали простые вербальные задачи, решение которых требовало репродуктивного мышления, человеку не нужно было прилагать усилий.

Было показано, что при решении задачи происходит отвлечение от наглядного облика задачи и переход к пониманию смысла задачи, к её условиям, требованиям. Безобразное мышление. Активность мыслительного процесса предаёт опыту человека особое качество - сознание или осознанность, то есть поиск существенного в задаче, не наглядно-воспринимаемого. Мышление является безобразным. (После их критиковали за этот термин).

Термин "безобразность" возник в результате того, что задачи, которые использовались в эксперименте, были продуктивными, вербальными. После определения псих. природы мышления представителями этой школы был поставлен вопрос о псих. структуре процесса решения задач. Разрабатывал Зельц , ввёл три понятия: ситуация задачи, требования цель, средства для её достижения. В процессе решения задача выступает для человека как незавершённая комплексная структура. 

Предвосхищается человеком благодаря осознанию средства для достижения решения. Это предвосхищение объясняется за счёт готовности человека перевести отношение или знание из прошлого опыта в актуальный.