«Ведущая деятельность» и периодизация психического развития (по Д.Б. Эльконину).
А.Н.Леонтьев: в изучении психического развития ребенка необходимо прежде всего исходить из места ребенка в системе социальных отношений и анализа его деятельности. Деятельность – движущая сила развития, поскольку именно в деятельности впервые возникает структура, которая, пройдя путь интериоризации, станет психической функцией.
Жизнь человека складывается из разных видов деятельности, которые неравнозначны для развития человека. Надо говорить не о зависимости развития психики от деятельности вообще, а о ведущей деятельности.
Ведущая деятельность – такая деятельности, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.
3 основных признака ведущей деятельности:
1. новообразования психических процессов (познавательной сферы);
2. новообразования личности;
3. возникновение и развитее основных видов деятельности, одна из которых впоследствии становится ведущей.
Впоследствии Эльконин развил понятие ВД, добавив два признака:
- ВД задает ведущий для данного возраста тип отношений и форму общения со взрослыми и сверстниками
- ВД связывает ребенка с теми элементами социальной среды, которые на данной возрастной стадии являются источниками развития.
Эльконин предлагает три основания для периодизации:
- социальная ситуация развития;
- ведущая деятельность;
- психологические возрастные новообразования.
Гипотеза о периодичности процессов развития: закономерное чередование периодов преимущественного развития аффективно-потребностной, личностной сферы и операционно-технической, умственной сферы.
Также – чередование кризисных и стабильных возрастов.
Периодизация психического развития ребенка включает три основных эпохи – раннее детство, детство и подростничество
Эпоха раннего детства:
Начинается с кризиса новорожденности (0-2 мес.). Изменяется тип жизни и тип развития.
Младенчество (2-12 мес.) – первый период эпохи раннего детства. Ведущая деятельность – непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым. Преимущественное развитие получает мотивационно-потребностная сфера. Центральная проблема возраста – развитие форм общения с близкими людьми.
Младенчество завершается кризисом первого года жизни (малый кризис), когда благодаря приобретению самостоятельности ребенка в передвижении, овладении ходьбой и возникновении аффективно-заряженных мотивирующих представлений распадается прежняя ситуация развития и создается основа выделения себя самого.
Ранний возраст (1-3 года). Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, направлена на овладение социальной функцией и социальным способом использования предмета как человеческого орудия (из чашки пьют, расческой причесываются, зонтом укрываются от дождя). Преимущественное развитие познавательной умственной сферы – речи, мышления, восприятия.
Завершается кризисом трех лет (большой кризис) – кризис «Я сам». Происходит перестройка отношений между ребенком и взрослым в пользу возрастания самостоятельности и автономии первого.
Эпоха детства
Дошкольный возраст (3-7 лет). Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра. По своему содержанию – это деятельность моделирующего типа, направленная на ориентацию ребенка в системе социальных и межличностных отношений, системе задач, смыслов и мотивов человеческой деятельности, осуществляемая путем принятия ролей, использования игровых предметов и т.д. По Леонтьеву – это возраст фактического складывания структуры личности, первичного соподчинения мотивов.
Завершается кризисом 6-7 лет (малый кризис). Его основное новообразование – формирование мира внутренних переживаний, опосредующих отношение ребенка к миру и рождающих личное отношение.
Младший школьный возраст (7-11 лет). Ведущая деятельность – учебная. Овладение обобщенными способами действий в системе научных понятий. В процессе учения усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и о человеческих отношениях. Преимущественное развитие познавательной сферы и интеллекта.
Завершается кризисом 12 лет (большой кризис) – кризис перестройки отношений со взрослыми. Рождение особой формы самосознания – чувства взрослости («Я хочу быть и казаться взрослым»). Две особенности самосознания младших подростков: 1 – это чувство, а не рефлексия, переживание, стремление; 2 – социальная форма самосознания. Подросток стремится видеть себя в новой роли взрослого, открывает ее для себя, требует признания себя взрослым, уважения, учета своего мнения и равных прав.
Эпоха подростничества
Младший подростковый возраст (12-15 лет). Ведущая деятельность – интимно-личностной общение со сверстниками: установление близких отношений с партнером, познание его и самопознание. Функция сверстника – эталон для самопознания и формирование отношений к себе как к взрослому. В ходе личностно ориентированного общения происходит усвоение кодекса нравственно-моральных норм, что обуславливает высокую чувствительность этого возраста к моральному воспитанию. Формирование самооценки, критического отношения к окружающим, стремление к взрослости. Период преимущественного развития личностной сферы.
Новые черты: стремление к независимости, к уважительному отношению со стороны взрослых, к личной жизни подростков, к правам подростков.
Завершается кризисом 15 лет – формирование эго-идентичности, рождение индивидуального самосознания, кризис второго рождения Я.
Старший подростковый возраст (15-17 лет). Ведущая деятельность – учебно-профессиональная, как овладение системой научных понятий контексте предварительного профессионального самоопределения. Меняется характер учебной деятельности, она все больше приобретает характер деятельности по самообразованию (секции, курсы, репетиторы, хобби).
Новообразования: мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, идеалы.
С каждым годом растет мера самостоятельности и ответственности перед обществом
Претензии к родителям, бред физического недостатка.
Завершение – кризис 17 лет (малый кризис).