Теории когнитивного соответствия (Хайдер, Ньюком, Осгуд, Танненбаум).
Теории когнитивного соответствия, родившиеся в 50 г. 20 века базируются на том, что главным мотивирующим фактором поведения индивида является потребность в соответствии, сбалансированности его когнитивной структуры (т. е. все поступки и действия совершаются ради построения непротиворечивой, гармоничной картины мира в сознании человека). Главный акцент в исследованиях делается на процесс познания.
Теория структурного баланса Хайдера.
Рассматривается перцептивное поле некоего познающего субъекта, в котором присутствуют: он сам (Р), другой объект (О), к которому у воспринимающего есть определенное отношение, и третий объект (Х), по поводу которого воспринимающий и другой имеют какое-либо суждение. Когнитивная структура воспринимающего субъекта будет сбалансированной, если она подчиняется обыденному, житейскому «правилу»: «мы любим то, что любят наши друзья» и т.п. Человек стремится к сбалансированной когнитивной структуре. Баланс присутствует тогда, когда субъект воспринимает всю ситуацию как гармонию, без стресса, т.е. когда отношения между Р (самим человеком) и О (другим) соответствуют отношению О (другого) к Х (объекту). Дисбаланс присутствует тогда, когда отношение Р к О (другому) расходится с отношением этого другого к Х (объекту). Т.о. модель РОХ дает диагностику когнитивной структуры, при которой у субъекта восприятия возникает либо психологический комфорт, либо психологический дискомфорт. «мы любим то, что любят наши друзья»
Теория коммуникативных актов Ньюкома
Рассматривается система из трех элементов (схема А-Б-Х):А – воспринимающий субъект, Б – Другой, Х - Объект
Все рассуждения подобны рассуждениям Хайдера. А воспринимает как консонанс (аналог баланса) сходство своего отношения к Х и отношения Б к Х. Сходство этих отношений будут порождать привязанность между А и Б, а различие – неприязнь. Чтобы привести систему в состояние консонанса, необходимо развивать коммуникацию между А и Б, цель которой – сблизить позиции А и Б по отношению к Х. Возможны три варианта:
1.А меняет свое отношение к Х, делая сходным с Б
2.Б меняет свое отношение к Х
3.Ни А, ни Б не меняют свое отношение к Х, и в этом случае баланс может быть достигнут только при изменении отношен. А к Б.
В схеме Ньюкома уже не просто диагностика состояний когнитивной структуры воспринимающего субъекта, но и описывается некоторая работа, которую нужно проделать для восстановления когнитивного равновесия. Модель Ньюкома нашла практическое применение в исследовании процессов массовой коммуникации, а именно при выяснении условий эффективности «убеждающего речевого воздействия» на потребителя информации, поступающей через СМИ. Но схема Ньюкома не может предсказать направления изменения отношения внутри «треугольника» - приведет ли А свою систему в соответствие путем изменения отношения Б к объекту или изменением отношения к коммуникатору (т.е. А), то есть какой из трех путей будет осуществлен, а для обеспечен. Эфф-го воздейств. через к-либо СМИ необх. не один из трех, а один единствен. путь.
Теории конгруэнтности Осгуда и Танненбаума делает два предположения, которые позволяют прогнозировать исходы дисбалансных состояний.
1. дисбаланс в когнитивной структуре Р (или А – у Ньюкома) зависит не только от общего знака отношения Р к О (А к Б) и О к Х (Б к Х), но и от интенсивности этих отношений. Так, это отношение может быть положительным, он в различной степени (нравиться, любить, сильно любить). Различная интенсивн. отношения может также привести к не конгруэнтн-ти (несоответ-ю).
2. Восстановление баланса может быть достигнуто не только за счет изменения знака отношения Р к одному из членов триады, но путем изменения знака отношения и интенсивности, причем к обоим членам триады. Осгуд и Танненбаум применяют методику семантического дифференциала для измерения «Сдвига» отношения Р по знаку и интенсивности к Х, также как по отношению О к Х. Предлагаются формулы, по которым можно точно рассчитать, насколько «сдвинется» каждое из отношен., чтобы совпасть в одной т. и тем способств-ть приведению системы в конгруэнтное сост-е.
Теория дает максимум возможного для совершенствования идеи приведения когнитивной структуры в состояние равновесия.