Психологический анализ деятельности – это искусственная процедура расчленения деятельности на функции, качества, свойства, способности, состояния, процессы.
Для современного психолога-практика и профконсультанта важно понимать:
1) каким образом составляется грамотное описание различных видов профессионального труда,
2) какие общие характеристики используются для полного рассмотрения профессий.
Уровни анализа трудовой деятельности:
1 Е.М. Иванова выделяет следующие уровни системного анализа
трудовой деятельности:
Нормативно-параметрический
уровень: характеристики объекта труда (социально-технические и
социально-экономические характеристики; цели, условия, средства, сам трудовой
процесс); объективные характеристики субъекта труда (возраст, здоровье,
успешность труда…).
Морфологический
уровень - сама структура и взаимоотношение различных нормативно заданных
составляющих труда: трудовой процесс и условия труда, интегрированные в
операционально-технологическую структуру труда; все это обусловливает строение
компонентов субъекта труда, т.е. профессиональную когнитивно-мотивационную
составляющую, операторную, эмоционально-волевую...
Функциональный
уровень, где интегрируются нормативно-параметрические и морфологические
характеристики субъекта и объекта труда (это реальные действия и вся трудовая
деятельность в целом).
2. Также, рассматривая трудовую деятельность как
систему, В.Д. Шадриков выделяет следующие уровни ее
анализа:
Личностно-мотивационный
уровень: общественная значимость профессии; личностная значимость…
Компонентно-целевой
анализ трудовой деятельности, где выделяются: данная трудовая деятельность
в целом и отдельные операции (технологические операции и исполнительные
действия называются "операторы"); информационная основа каждого
действия (признаки, на которые ориентируется человек при выполнении трудового
действия); правила обработки этой информации (правила алгоритма принятия
решения); качества индивида, влияющие на эффективность труда (ПВК).
Таким образом, в компоненты трудовой деятельности входят: а) операторы (как исполнительные действия) и б) соответствующие им ПВК человека.
Информационный
уровень, где выделяются: психофизиологический аспект (форма сигнала, пороги
чувствительности при восприятии сигнала); оценочный аспект (измерение
количества информации); собственно психологический аспект (механизмы приема,
хранения и переработки информации).
Структурно-функциональный
уровень. На данном уровне выявляются связи между отдельными компонентами
деятельности, устанавливаются значимость этих связей и удельный "вес"
отдельных компонентов, а также раскрывается функциональная соподчиненность
структурных компонентов.
Индивидуально-психологический
уровень, предполагающий выделение и анализ: мотивации, целей и трудовых
установок; выделение критериев достижения (или не достижения) цели; предпочтительные
цели; саму программу достижения цели и т.п.
В итоге, по мнению
В.Д. Шадрикова, все это интегрируется в понятие "индивидуальный стиль
деятельности".
3.
Интересные уровни рассмотрения
трудовой деятельности выделяет и Е.А. Климов:
Уровень деяний
(целостная деятельность в единстве с личностью; деяние - как целостный цикл
трудовой деятельности, имеющий полную психологическую структуру).
Уровень действий
("действие - совокупность процессов познания и исполнения, направленных на
достижение ближайшей осознанной цели")
Уровень
макроэлементов действия (способность отражения действительности на
сенсорном, перцептивном и репрезентативном уровнях; способность к осуществлению
исполнительных актов).
Уровень
микроэлементов действия (это важные, но малоподотчетные, ускользающие от
произвольной регуляции особенности действия).