В самом общем виде профессиограмма определяется как "описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности", сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.
На основании целей и задач, для
решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий, Е.М.
Иванова выделяют следующие типы
профессиограмм:
1. Информационные профессиограммы
(предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной
работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них
интерес).
2. Ориентировочно-диагностические
профессиограммы (служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой
эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы
данного человека или рабочей группы с требуемыми - эффективными - образцами
организации трудовой деятельности).
3. Конструктивные профессиограммы
(служат для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования
новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого
персонала).
4. Методические профессиограммы,
которые служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической
системы, т.е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда
самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной
работы. Поскольку речь идет о рефлексии и организации собственной деятельности
психолога, то, на наш взгляд, такие профессиограммы уместнее было бы назвать
"методологическими".
5. Диагностические профессиограммы,
целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и
переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления
аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на
нормативно-описательном, технологическом и "бюрократическом" уровне,
а затем все это переводится на язык необходимых для успешной работы ПВК, для
которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).
При этом А.К. Маркова выделяет основные требования профессиограмме:
o четкое выделение предмета и результата труда (на что направлены главные усилия человека);
o выделение не отдельных компонентов и сторон труда. а описание целостной профессиональной деятельности;
o демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии;
Формула профессии – популярная схема описания профессии. В основе – 4-х ярусная классификация профессий (Климов Е.А.)
1) типы профессий выделяются по предмету труда: природа - П; техника - Т; человек - Ч; знаковые системы - З; художественный образ - Х;
2) классы профессий - по целям труда: гностические - Г; преобразовательные - П; изыскательные - И;
3) отделы профессий - по средствам труда: ручные - Р; механические - М; автоматические - А; функциональные, т.е. возможности и функции организма, а также - теоретические средства - Ф;
4) группы профессий - по условиям труда: бытовой микроклимат - Б; открытый воздух - О; необычные - Н; моральная ответственность - М; экстремальные условия - Э.
Например, с помощью "Формулы
профессий" можно было бы так "закодировать" профессию
"повар": предмет труда - природа (П) и художественный образ (Х), цели
труда - преобразовательные (П) и изыскательные (И), средства труда - ручные (Р)
и функциональные (Ф), условия труда - необычные (Н).
Схема анализа профессий НИИ Профтехобразование:
1. Социально-экономический раздел – история профессии, ее роль в народном хозяйстве, перспективы продвижения работника и т.д.
2. Производственно-технический раздел.
3. Санитарно-гигиенический раздел.
4. Психофизиологический – набор ПВК, обеспечивающих успех.
Анализ этой схемы показал, что по 1, 2 и 3-ему разделам мы можем найти удовлетворительные данные для цели профконсультирования. А по 4-му – информация отсутствует.
Важным понятием в психологии труда является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качествами - ПВК.
Неспецифические ПВК – необходимые для всех профессий.
Для структуры индивида – энергетическая обеспеченность деятельности, физическая выносливость, подвижность НС, эмоциональная устойчивость.
Для структуры личности – общительность, аккуратность, наблюдательность и т.д.
Для структуры субъекта деятельности – скорость реакции, зрительная чувствительность, память, концентрация внимания.
На основе взаимодействия неспецифических ПВК формируется такое качество индивидуальности как готовность к труду.
К 15-16 годам развитие человека как индивида завершается, к 19-20 годам созревают структуры субъекта деятельности, позже всех наступает личностная зрелость. Т.е. у 15-летнего жизненный план не сформирован жизненный план. Зрелость личности определяется степенью сформированностью системы ценностей и мотивов.
Структура психограммы:
1. Сенсорно-перцептивные пороги деятельности (точность и скорость восприятия).
2. Когнитивные процессы.
3. Моторные действия – скорость, ритм, сила, ловкость, время реакции, координация.
4. Типологические особенности – сила, подвижность, уравновешенность, лабильность нервных процессов.
5. Качество личности, способствующие успеху в работе.
В структуре психограммы используется широкий набор психических свойств, качеств. Однако затрудняется формирование образа профессии. Но для формирования образа профессии можно воспользоваться теории индивидуальности Б.Г. Ананьева:
Структура индивидуальности, по Ананьеву, выглядит многоступенчатой, многоуровневой:
1. структура индивида – первичные свойства индивида – включают общесоматические, нейродинамические и билатеральные свойства организма и вторичные свойства индивида: темперамент, органические потребности, задатки.
2. На следующем уровне человек рассматривается как личность. Слагаемыми личностной подсистемы выступают: статус личности в обществе; социальные роли личности в зависимости от статуса; мотивы поведения в зависимости от целей и ценностей личности; отношения личности и ее мировоззрение; характер и склонности.
3. Наконец, человек у Ананьева представлен и как субъект деятельности. Структура этой подсистемы складывается из определенных свойств индивида и свойств личности в зависимости от назначения деятельности.
Основой индивидуальности является гармония свойств индивида, личности и субъекта деятельности. Б.Г. Ананьев признавал между разноуровневыми характеристиками индивидуальности одно-многозначный тип детерминации. С этой точки зрения свойства низшего уровня выступают как общая причина, порождающая разнообразные свойства высшего уровня.