В психологической структуре любой деятельности можно выделить следующие элементы: время и пространство деятельности, или условия и этапы; объект; субъект; предмет; результат, эффект; цель; мотив; действия в собственном смысле слова; способ, средства принятия решений; критерии успеха — неуспеха (достижение — не достижение результата); внешние признаки (уровень достижений); внутренние признаки (уровни формирования и выполнения деятельности).
Предприниматель — носитель активности в системе предпринимательства, субъект предпринимательской деятельности. Им может быть один человек, группа людей, объединенных в организацию разного уровня сложности.
Субъект деятельности (или внутренняя деятельность) характеризуется с позиций умений, способностей, средств, операций, типа мышления, стратегии и тактики поведения, таланта, творчества и этапов развития этих названных конструктов.
Внешние характеристики предпринимательской деятельности — это эффекты, производимые в обществе или результаты и характер этой деятельности, наблюдаемый со стороны. Напомним, что речь идет о претворении идей в деловые возможности, о появлении новых рабочих мест, новых профессиях, новых потребностях; о создании таких ниш рынка, которые в обществе, терпящем кризис, экономят время и в короткий срок дают прибыли, необходимые для воспроизводства.
Результаты предпринимательской
деятельности: товары, услуги, рынки, источники сырья, которые возникают
вследствие новых комбинаций и использование информации и деловых
отношений.
Предметное содержание предпринимательской деятельности — трансформация
этих эффектов, или — создание новых организационных структур и
пространственных возможностей для протекания инновационных процессов. В
отличие от руководителей — предприниматели создают новые отношения.
Предприниматель — агент рынка и производства (Й. Шумпетер). Это главный
предмет деятельности предпринимателя.
Специалисты называют такие признаки предпринимательской деятельности: самостоятельность; независимость; принцип личной заинтересованности и ответственности; жесткие условия работы; новаторство; творческий поиск; конкурентная борьба; риск; инициатива снизу; умение увлечь людей; целеустремленность; энергичность; настойчивость; незаорганизованность; сметание рутины и мешающих традиций; нетипичность действий в организации производственных процессов; конструирование новых структур в пространстве хозяйственных отношений; высокий уровень компетентности в технологиях, экономике, юриспруденции; продуктивное позитивное взаимодействие с людьми; эффективные прибыли и сбережения ресурсов за счет эвристичности мышления и уровня контроля над этапами производственной ситуации.
Предпринимательская деятельность — это
вид деятельности, в ходе которой организуется новый потенциал в
экономике и в жизни общества в целом. Это — творческая активность в
хозяйстве.
Цели предпринимательской деятельности — получение прибыли, расширение
производства, получение известности, достижение устойчивого положения
фирмы, выигрыш или удержание в конкурентной среде.
Предпринимательство — интеллектуальная
деятельность энергичного инициативного человека, который, владея
какими-либо ресурсами, использует их для бизнеса (дела), которым
управляет.
Управленец, предприниматель, владелец капитала и т. д. это не одно и
тоже. Существует как ролевые и функциональные, так и отличия по
способностям, тактике и стратегии поведения этих субъектов в
хозяйственной организации.
Для предпринимательской деятельности характерно проявление такого
качества человека как предприимчивость, или предпринимательская
способность.
Предприимчивость — это добавочное свойство, которое появляется в
результате работы сознания, когда требуется обеспечить удовлетворение
основных потребностей живого существа, приспосабливаясь к новой
обстановке. Под влиянием предприимчивости к хозяйственному инстинку
присоединяется инициатива… единообразные действия (ресурс которых
исчерпался) не повторяются, но вносится нечто творческое, проявление
хитрости, ловкости. Предприимчивость может быть удачна лишь при наличии
двух свойств: ума и решительности.
Ум выражается в находчивости и приспособляемости; решительность — в
длительном осуществлении задуманного, в готовности к риску.
Предприимчивость предполагает смелость в новой обстановке, гибкость
сознания, настойчивость. Она всегда была источником новых полезных
навыков и способом адаптации к новым условиям существования. Ей присущ
утилитарный характер, т. к. смысл ее заключается в обеспечении
какой-нибудь новой выгоды или преимущества. Предприимчивого человека
отличают разные оттенки этого свойства: большее сознание, чем у других,
сообразительный ум, степень направленности, находчивости, решительности,
смелости, настойчивости.
Главное выражение предприимчивость
получает в области хозяйственной деятельности, т. е. деятельности,
направленной на обеспечение возможности существования в новых условиях —
склонность к расширению хозяйственной деятельности, способность
предвидения, умение составить план. Смекалка и способность не всегда
ведут к предприимчивости, если натура не решительная и пассивная.
Предпринимательское поведение, по описаниям Й. Шумпетера, — это особый
тип поведения, когда субъект делает не то, что другие и не так, как
другие (в хозяйстве). Своеобразие выделенного типа заключается в
огромном напряжении духовных сил, неавтоматических поступках свободе от
рутины, умении действовать в непривычных рамках, в отсутствии
необходимых для принятия решений правил. Это поведение содержит догадку,
чутье, способность видеть вещи в таком свете, который нельзя обосновать
настоящим моментом … способность отделять существенное от
несущественного, когда еще неизвестны принципы осуществления
предприятия. Подготовка, знания дела, глубина ума, способность к
логическому анализу излишни здесь.
Сила воли, реализм, игра воображения при этом, духовная раскрепощенность, наличие сил и энергии, объем которых выходит далеко за пределы потребностей трудовых будней. Это качество своеобразное и в природе встречается очень редко.
Общество осуждает отклонения в поведении, непохожесть на многих. Специфический «предпринимательский» характер частному руководству в экономике — как поведению, так и типу, — придают особенные условия этой деятельности. Специфически сочетаются острота видения и ограниченность кругозора с умением идти вперед в одиночку. Он лишен блеска, он типичный выскочка, лишенный традиций, и поэтому за пределами своего кабинета он, зачастую, робок, неуверен в себе, старается приноровиться к обстановке.
Мотивация поведения хозяйственных субъектов непроста. Мотивы предпринимателей: своя империя, династия, простор, власть, желание борьбы, стремление к успеху ради успеха, величина прибыли безразлична, иначе это тип уже другого субъекта. Предпринимателей ведет радость творчества, отвага, избыток сил. Это — способ реализации себя в жизни.
Предпринимательская деятельность функциональна. Роль предпринимателя исполняет человек, способный проявить особый тип поведения в момент, когда условия хозяйственной среды требуют отступления от обычных правил, и порождается новый момент, правила работы в котором неизвестны. В подобных условиях отсутствуют необходимые показатели для принятия решения, оценки и прогноза исхода выбираемого шага. Появляется новый источник ошибок, так как в новых условиях неизвестно, что изменится после принимаемого шага. Так как действовать необходимо, не имея времени продумать во всех деталях, что произойдет, план действий строится только с опорой на представления о ситуации. Тогда работает интуиция, «чутье».
Успех, в этом случае, зависит «от способности видеть вещи в таком свете, который нельзя обосновать только данным моментом и правильность которого выявится лишь впоследствии. Успех зависит от способности отделять существенное от несущественного тогда, … когда нельзя еще дать себе отчет о тех принципах, на основе которых осуществляется все это».
Таким образом, несмотря на кажущуюся импульсивность характера предпринимательских действий, последующий успех, возможно, объясняется такими психологическими механизмами, как: натренированностью воображения, особенностью хранения в памяти информации о ситуациях и опыте в своем деле. Запасом энергии для быстрого поступка, умением корригировать предстоящие ошибки, раскрепощенностью, независимостью, силой волеизъявления.Предпринимательское поведение может проявить и домашняя хозяйка, и вождь индейского племени, но воспринять предпринимателя как деятеля можно лишь тогда, когда результат его работы приобретает общественную значимость.
Границы предпринимательской деятельности такие: верхняя — целесообразность среды, нижняя — желание самого субъекта. На уровне социально — значимых явлений границы деятельности обозначаются как успех, удача, неуспех, неудача в делах.
Успех — это достижение цели, результата деятельности с минимальными моральными, психологическими, материальными потерями.
В деятельности отдельных предпринимателей выделяются стадии: поиск новой идеи, ее оценка; составление бизнес плана; поиск необходимых ресурсов; управление созданным предприятием.
На стадии поиска новой идеи происходит планомерный или непроизвольный отбор информации из общения с людьми, анализа прессы и литературы, осознания нужд общества и собственного окружения. Осуществляется итеративный синтез: нужды общества соотносятся с научными методами и существующими технологиями.
Составление бизнес-плана — это определение сегмента рынка (акция может происходить и в голове предпринимателя), его размера, рассчитывание и обдумывание основных характеристик сегмента: составление плана маркетинга: плана производственного и финансового обеспечения.
Поиск ресурсов предполагает представление, что главное, что второстепенное в деле с моральной, технической, экономической, интеллектуальной точки зрения. На этой же стадии осуществляется контроль и коррекция планов с идеей.
Стадия управления предприятием предполагает работу с организационными структурами, руководство людьми, удержание в конкурентной среде, оценка потенциала и создание капитала для воспроизводства. Предприниматели в этот момент затевают другое дело, оставляя предприятие на менеджеров — управленцев-профессионалов.
Каждая стадия сопровождается контактами с разными людьми, в которых можно находить социальный ресурс успеха предприятия. Поэтому для предпринимателя важно совершенствоваться в искусстве межличностного и делового общения и в специальных психологических методах принятия решения. Критерии успевающего предпринимателя:
— Ориентация на собственный анализ.
— Собственная оценка всей текущей информации.
— Малая подверженность конформным влияниям.
— Стремление прогнозировать.
— Природный интеллект плюс высокая профессиональная подготовка.
— Эрудиция.
Всемирно известные фирмы были сравнены по многим критериям. Из 62 оставили 15, равные по таким показателям:
— Экономические успехи за 20 лет.
— Стабильность роста.
— Измерение инновационности.
— Скорость реагирования на конкурентный рынок. Среди фирм победительниц были и такие: Проктер энд Гембел, Боинг, Ай Би СИ и др.
Лучших из лучших предпринимательских фирм отличало следующее:
— Ориентация на время (опережающая, передовая тактика поведения, опережающая).
— Близость к потребителю («лучшая реклама — довольный покупатель», Г.Форд).
— Автономия (свое внутреннее творчество).
— Производительность через людей
— Специализация
— Децентрализации власти
— Отличное качество товара.
— Высококачественное обслуживание.
— Гибкость (способностью быстро реагировать при изменении в спросе).
— Квалифицированный менеджмент.
— Честность и порядочность в ведении дел.
— Конкурентоспособность.
с сайта psychologist2000.wordpress.com