Предмет, основные проблемы и задачи инженерной психологии.
В 1957 году состоялась учредительная конференция по возрождению психологии труда. В результате была реанимирована психотехника и обрела жизнь инженерная психология.
В это же время встал вопрос: инженерная психология - это новая наука или раздел психологии труда? Если у науки есть общий объект, то это ничего не говорит об общности самих наук. Главное - это с какого угла зрения подходить к объекту. Следовательно, инженерная психология - самостоятельная наука. В отечественной психологии инженерная психология рассматривается, как двойственная, двухаспектная.
Об этом говорит Ломов, определяя инженерную психологию. С одной стороны как психологическую дисциплину, которая изучает психические процессы и качество человека, обеспечивая ему эффективное взаимодействие с объектом. Со второй стороны - как техническую дисциплину, которая изучает технику, технологические процессы под определенным углом зрения, внедряет рекомендации в технологический процесс. Эта двухаспектность возникает вследствие различия между английской эргономикой, родоначальниками которой были физиологи, и которая ориентируется на научный эталон и на эксперимент, и между американской индустриальной психологией, которая больше ориентируется на менеджмент и тейлоризм и в меньшей степени на психологию. Третий взгляд на инженерную психологию - это проектировочная дисциплина.
Инженерная психология - это дисциплина; изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники для использования в проектировании и создании систем человек – машина. Где под машиной подразумевают всю совокупность технических средств, которую использует человек. Предмет инженерной психологии - это процесс информационного взаимодействия человека и машины.
В идеальной системе человек-машина человек ставится перед задачей, которая лучше выполняется человеком, а машина ставится перед задачей, которая лучше выполняет машина.
Проблемы и задача инженерной психологии.
1. Методологическая. Это разработка методов инженерной психологии, принципов.
Выявление ее места в системе наук.
2. Психофизиологическая. Изучение свойств человека, которые имеют наибольшее значение в системе управления.
2.1. Изучение характеристик человека-оператора (закономерности приема, переработки информации, характеристики памяти, мышления при работе с машиной, особенности принятия решения)
2.2. Психологический анализ оператора системы человек-машина - классификация видов деятельности оператора
2.3. Изучение эмоциональных состояний оператора в ходе работы (разработка методов изучения, влияния эмоционального состояния на работоспособность, поведение оператора при действии различных факторов)
3. Эксплуатационная
3.1. Профессиональная подготовка.
3.2. Разработка рекомендации по профотбору.
3.3. Оптимизация режимов труда и отдыха.
3.4. Учет психологических факторов для безопасного труда.
3.5 Разработка рекомендации по исполнению инструкции.
3.6 Организация групповой деятельности: комплектация рабочей группы, анализ эффективности групповой деятельности.
4. Системотехническая. Изучение вопросов построения системы человек-машина.
4.1 Разрабатываются принципы построения технических элементов.(средств отображения органов управления)
4.2. Проектирование и оценка системы человек-машина
4.3. Разработка принципов учета, критериев распределения функций между человеком и машиной.