Обшая характеристика методов инженерной психологии.
Основные методы.
1. Психологические методы
1.1. Наблюдение. Цель наблюдения — выявить профессионально важные особенности психических процессов. Наблюдение дополняется способами регистрации: Фотография, видеосъемка. Регистрация речи. Замеры геометрических размеров рабочего места, фото рабочего дня, хронометраж. Замеры латентных периодов сенсомоторных и сенсоречевых реакций. Замеры физиологических показателей, которые позволяют судить о степени напряженности.
1.2. Эксперимент. Используется для изучения психологических особенностей, вызываемых условиями работы. Выделяют лабораторный и полевой эксперимент. Лабораторный эксперимент - это моделирование деятельности в искусственно созданных условиях. Перед испытуемым ставятся задачи выполнить действие по инструкции. Моделирование позволяет изучить действие с наибольшей точностью. Модель имеет лишь приближенное отношение к реальности. Лабораторный эксперимент также бывает двух видов:
- Синтетический. Наиболее точное повторение целей и условий. Для его проведения используются иммитаторы: модели кабины самолета, автомобиля, тренажеры и т.д.
- Аналитический. Воспроизводится только один элемент трудовой деятельности. Такой эксперимент используется для изучения влияния разных условий на деятельность.
Тестовые испытания также являются разновидностью лабораторного метода. Они используются для определения уровня проявленности качества а также для решения задач профотбора.
Полевой эксперимент. Проводится в естественных условиях. Простейший пример это решение вводных задач. Эти вводные задачи можно моделировать по специальной программе. Анализируются последствия-искажения информации. Один из методических приемов полевого эксперимента - это изменение структуры: изменение позы оператора, хватка за рычаги, добавление посторонних раздражителей - что позволяет изучить роль тех или иных факторов в системе человек-машина. Используется сочетание естественного эксперимента с математическими моделями. При этом матмодели используются для получения априорных данных. На основе результатов эксперимента формируется математическая модель, которая используется в дальнейшем для изучения системы человек-машина без эксперимента.
1.3. Анализ ошибочных действий.
1.4. Опросные методы: Беседа, анкетирование. Они обычно используются в дополнении к первым трем методам.
2. Математические методы.
Психологические и физиологические методы используются только в реально существующих системах человек-машина или при наличии их имитаторов. Но существуют ситуации, когда системы существуют только в чертежах, проектах. Но важно предсказать особенности поведения человека в этой системе.
Таким образом, матметоды используются для формализованного описания и построения матмоделей деятельности оператора. Эти методы дают возможноть описать деятельность человека и машины с помощью единых характеристик. В один из широко используемых математических методов – методы теории информации, теории массового обслуживания, и теории автоматического управления.
ТИ основана на представлении человека-оператора как канала связи. И его задача передача информации со средства отображения информации на органы управления. Под информацией понимаются: 1. любые изменения в управленческом процессе в условиях внешней среды. Это может быть как знаковая информация, так и непосредственное восприятие. 2. Команды указания.
Методы теории информации применяются при решении следующих задач: 1.Сравнение различных видов деятельности оператора по количеству перерабатываемой информации, что является мерой сложности работы. 2.Оценка времени, которое затрачивается оператором на переработку информации. 3.Согласование скорости выдачи информации с психофизиологическими способностями по ее приему и обработке.
Причины трудностей применения теории информации. Теория информации не учитывает смысловую сторону деятельности, и ее ценность для оператора. Теория информации занимается только стационарными проблемами, характеристика человека же беспрерывно изменяется.