Среда, 04.12.2024, 12:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коммуникативная сторона общения.Модель коммуникативного акта.

1. Понятие общения

  1. Общение в широком смысле – реализация всей системы отношений: общение выступает одновременно как реальность межличностных отношений и  как реальность общественных отношений;
  2. Общение в узком смысле – как вид деятельности, включающий в себя 3 стороны: коммуникативную, перцептивную, интерактивную.

1. Общественные отношения безличны, основаны на взаимодействии социальных ролей, а не на симпатиях или антипатиях. Каждый человек интернализирует свою роль по-разному, привнося «личную окраску» в безличные отношения. Т.е. в рамках безличных общественных отношений, люди вступают во взаимодействие, общение, где проявляются их индивидуальные характеристики. Социальная роль не означает полной заданности, шаблонов, а оставляет «диапазон возможностей» для исполнителя, определяет «стиль исполнения роли». Этот диапазон – основа построения межличностных отношений внутри общественных. Межличностные отношения внутри общественных – реализация безличных отношений в деятельности конкретных людей, в актах их общения и взаимодействия. Межличностные отношения имеют эмоциональную основу - возникают на основе 2 видов чувств:

- конъюнктивные – сближающие чувства. Другая сторона воспринимается как желаемая для сотрудничества.

- дизъюнктивные – разъединяющие людей чувства. Другая сторона выступает как неприемлемая.

Оба типа отношений раскрываются, реализуются именно в общении.

 

Общение неразрывно связано с деятельностью.

Факт связи общения и деятельности принимается многими, а характер связи трактуется по-разному. Общение рассматривается как сторона совместной деятельности и как способ ее организации. Посредством общения деятельность не только организуется, но и обогащается. Общение осуществляет функцию воздействия – обратное влияние на деятельность (согласование действий отдельных участников).

 

2) Стороны общения:

- коммуникативная (общение как обмен информацией);

- перцептивная (общение как восприятие людьми друг друга);

- интерактивная (общение как взаимодействие).

 

2. Специфика общения как обмена информацией.

Коммуникация в узком смысле означает, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками.

Набор сведений, которыми люди обмениваются между собой, можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

Специфика обмена информацией между людьми:

1) Для общения между людьми характерно субъект – субъектные отношения (оба субъекта активны), т.е. не простое движение информации, а активный обмен (информация формируется, уточняется, развивается). Суть коммуникативного процесса – не просто взаимное информирование, а постижение предмета, его понимание и осмысление.

2) В процессе общения осуществляется влияние людей друг на друга. При обмене информацией осуществляется двунаправленный процесс – изменение самого типа отношений между участниками коммуникации, возникновение доверия между ними.

3) Коммуникативное влияние возможно, когда субъект и реципиент обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации («говорим на одном языке»). Другими словами, для коммуникации необходимо одинаковое понимание ситуации общения.

4) В процессе общения могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный и психологический характер.

- социальные коммуникативные барьеры возникают из-за отсутствия общего понимания ситуации общения, вызванного социальными различиями (политическими, религиозными, профессиональными).

- психологические коммуникативные барьеры могут возникать вследствие психологических особенностей участников общения (застенчивость, скрытность, некоммуникабельность и др); и в силу сложившихся между общающимися отношений неприязни, недоверия и т.д.

 

3. Структура и уровни коммуникативного акта.

 

Схема коммуникативного акта:

 

кодирование      декодирование                S – субъект (говорящий);

S --------›   И   -------›     R                          R – реципиент (получающий)




 
‹---------------------

обратная связь

                                                                 И - информация


 

Элементы коммуникативного акта:

- кодирование – процесс представления идей, взглядов в форме символов, которое стремится донести субъект до получателя и которое позволит получателю интерпретировать послание субъекта в соответствии с его системой представлений.

В качестве кодов могут выступать: слова, темп речи, тембр, стиль речи, интонация, визуальные образы, движения, запахи, звуки, цвет.

- декодирование – перевод сообщения на язык получателя. Это показатель понимания сообщения. Понимание зависит от языка, сходного опыта, образования, образа жизни. Трудности коммуникации связаны с различной интерпретацией кодов, т.е. с отсутствием общего понимания ситуации общения.

- обратная связь – реакция на сообщение. Обратная связь позволяет понять удалась коммуникация или нет. В конечном итоге смысл коммуникации – в той реакции, которую она вызывает. Обратная связь может проявляться в разных формах:

как восприятие (вегетативные реакции в ответ на сообщение);

как отношение или установка к воспринимаемому поведению;

как интерпретация (приписывание сообщающему мотивов поведения).

Трудности коммуникации связаны также с установкой и интерпретацией.

- информация (сообщение) – весь комплекс поведения коммуникатора (как вербальное, так и невербальное), это сообщение, которое разворачивается в поле восприятия реципиента и связано с его творческими потенциями.

В процессе общения происходит постоянная смена коммуникативных ролей (субъект, реципиент), что способствует развитию предмета общения.

 

4.  Средства коммуникации: вербальная и невербальная коммуникация.

 

Существует 2 основные формы коммуникации: вербальная и невербальная, в зависимости от канала воздействия.

1.Основой вербальной коммуникации является речь или речевое сообщение.

Эффективность речевого воздействия слагается из следующих факторов:

1. Коммуникатор.

Убедительный коммуникатор обладает таким качеством, как кредитность (компетентность и надежность). Кредитный коммуникатор воспринимается как заслуживающий доверия эксперт. Коммуникатор, который говорит прямо, быстро и, глядя в глаза, кажется более кредитным. Для коммуникатора важна также привлекательность. Обаятельность, эмоциональность, харизматичность оратора позволяет ему быть убедительным в тех случаях, когда большую роль играет субъективное предпочтение.

2. Содержание сообщения.

3. Канал передачи.

Эффективность и убедительность речи зависит от способа, которым передается сообщение – лицом к лицу, письменно, на кинопленке или каким либо другим способом.

4. Аудитория.

При составлении сообщения важно учитывать уровень аудитории, на которую оно рассчитано, в противном случае сообщение не вызовет интереса или останется непонятым.

Основная функция вербальной коммуникации - передача основного смысла сообщения.

 

2. Невербальная коммуникация.

К невербальной коммуникации относятся воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека - жесты, мимика, позы, походка и т. д. Они во многом являются зеркалом, проецирующим эмоциональные реакции человека, которые мы как бы "считываем" в процессе общения, пытаясь понять, как другой воспринимает происходящее. Сюда же можно отнести такую специфическую форму человеческого невербального общения, как контакт глаз. Роль всех этих невербальных знаков в общении чрезвычайно велика. Можно сказать, что значительная часть человеческого общения разворачивается в подводной части "коммуникативного айсберга" - в области невербального общения. В частности, именно к этим средствам чаще всего прибегает человек при передаче обратной связи партнеру по общению. Через систему невербальных средств транслируется и информация о чувствах, испытываемых людьми в процессе общения. К анализу "невербалики" мы прибегаем в тех случаях, когда не доверяем словам партнеров. Тогда жесты, мимика и контакт глазами помогают определить искренность другого.
       Невербальные средства являются важным дополнением речевой коммуникации, естественно вплетаются в ткань межличностного общения. Их роль определяется не только тем, что они в состоянии усилить или ослабить речевое влияние коммуникатора, но и в том, что они помогают участникам общения выявить намерения друг друга, делая тем самым процесс коммуникации более открытым.
       Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации. Однако этот второй вид сам требует более детального деления на различные формы. Сегодня описаны и исследованы многочисленные формы невербальных знаковых систем. Из них главные: кинесика, паралингвистика и экстралингвистика, проксемика, визуальное общение. Соответственно возникает и многообразие видов коммуникативного процесса.

Невербальная коммуникация - вся совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.
       Первым среди них нужно назвать оптико-кинетическую систему знаков, что включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику). Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований - кинесика, которая специально имеет дело с этими проблемами. Например, в исследованиях М. Аргайла изучались частота и сила жестикуляции в раз-ных культурах (в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, итальянцы - 80, французы - 120, мексиканцы - 180).
       Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также"добавки" к вербальной коммуникации.
       Паралингвистическая система - это система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон, тональность, фразовые и логические ударения, предпочитаемые конкретным человеком.
       Экстралингвистическая система - включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения выполняют функцию фасцинации: увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а "околоречевыми" приемами.

Пространство и время организации коммуникативного процесса выступают также особой знаковой системой, несут смысловую нагрузку как компоненты коммуникативных ситуаций. Так, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину может иметь определенное значение отрицательного порядка. Проксемика как специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом. Основатель проксемики Э. Холл назвал ее "пространственной психологией". Холл зафиксировал нормы приближения к партнеру по общению, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0-45 см); персональное расстояние (45-120 см); социальное расстояние (120-400 см); публичное расстояние (400-750 см). Каждое из них свойственно особым ситуациям общения.
       Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, - это "контакт глаз", имеющий место в визуальном общении. Исследования в этой области тесно связаны с обще-психологическими разработками в области зрительного восприятия - движения глаз. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, "длительность" их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т. д. Как и все невербальные средства, контакт глазами имеет значение дополнения к вербальной коммуникации, то есть сообщает о готовности поддержать коммуникацию или прекратить ее, поощряет партнера к продолжению диалога, наконец, способствует тому, чтобы обнаружить полнее свое "Я", или, напротив, скрыть его.
       Для всех четырех систем невербальной коммуникации встает один общий вопрос методологического характера. Каждая из них использует свою собственную знаковую систему, которую можно рассмотреть как определенный код. Как уже было отмечено выше, всякая информация должна кодироваться, причем так, чтобы система кодификации и декодификации была известна всем участникам коммуникативного процесса. Но если в случае с речью эта система кодификации более или менее общеизвестна, то при невербальной коммуникации важно в каждом случае определить, что же можно здесь считать кодом и, главное, как обеспечить, чтобы и другой партнер по общению владел этим же самым кодом. В противном случае никакой смысловой прибавки к вербальной коммуникации описанные выше системы не дадут.

Улыбка пожалуй, наиболее универсальное средство невербального общения.

При встрече улыбка снимает настороженность первых минут и способствует более уверенному и спокойному общению. Она выражает радость встречи, говорит о дружелюбии и расположении. Улыбка сопровождает и слова приветствия. Казалось бы это очевидные истины. Но, наверное, именно поэтому в нашей культуре относительно мало внимания уделяется улыбке. .
       Улыбка как и все средства невербального общения, выражает множество оттенков переживаний: существует дружелюбная, ироничная, насмешливая, презрительная, заискивающая и другие виды улыбок. Даже одна и та же улыбка может нести в себе различные оттенки. Достаточно вcпомнить "Джоконду" Леонардо да Винчи.

 

Несоответствие вербальной и невербальной информации дает нам дополнительную информацию о человеке, о его истинных мотивах и намерениях. Вербальное сообщение всегда осознанно, а невербальное – бессознательно – это важно учитывать в процессе общения.