Суббота, 27.07.2024, 11:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

История изучения психологии мышления

Теория ассоцианизма о мышлении

 

Первые представления об универсальных закономерностях психической жизни человека связывались с принципами ассоциаций, то есть с образованием связей между представлениями.  Ассоциация тем прочнее и вернее, чем она чаще повторяется.

Согласно этому направлению исходными элементами психологии, то есть сознательного опыта, являются отдельные чувственные представления. Между отдельными представлениями образуются связи ( по сходству, по контрасту, по близости, по причинности).

Законы ассоциаций и были универсальным языком описания и объяснения психических процессов. Мышление выступало как ассоциация чувственных представлений. Исследования, направленные на выявление собственно природы мышления в ассоцианизме почти не проводились. Основной вопрос заключался в том, чтобы выявить как образуется понятие. Образование понятий объяснялось на языке логики. Образование понятий рассматривалось как ассоциирование представлений. ( Представление — это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.) Суждение рассматривалось как результат ассоциаций понятий, а умозаключение как ассоциация суждения.

Одной из оригинальных теорий стала теория диффузных репродукций Г. Мюллера. Согласно этой теории сочетание двух или более чувственных представлений происходит следующим образом, каждое из них, подобно кругам на воде вызывает у человека ненаправленный, диффузный, поток ассоциаций, который сталкивается с другим потоком ассоциаций. При встрече этих потоков происходит их наложение друг на друга и выделяется признак, общий для исходных представлений и существенный для образуемого понятия.

 

Мышление как научение

Термин мышления в данном контексте условен, речь идёт фактически об интеллектуальном поведении в основном, (согласно бихевиористам) животных. Исходный элемент анализа - двигательная реакция,  установление новых стимуло-реактивных связей. Мышление как научение и как образование навыка в решении интеллектуальной задачи.

Ключевой вопрос - как из набора двигательных реакций образуются навыки интеллектуального поведения. Теория "проб и ошибок" Э.Торндайка. Эксперимент: поведенческие реакции животного при решении интеллектуальной задачи хаотичны и не направлены, до тех пор пока животное случайно не обнаруживает связь между приманкой, дверью, половицей. В последующих опытах поведение животного также остаётся хаотичным, хотя количество проб постепенно сокращается, животное научается решать задачу.

Вывод: теории ассоцианизма и бихевиоризма : между ними есть сходство, в результате чего обе эти теории называют механистическими. Сходства: ненаправленная активность субъекта, случайное решение задачи.