Пятница, 04.10.2024, 02:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Индивидуальная психология А. Адлера

Адлер дал своей теории название «индивидуальная психология», т.к. в латыни означает «неделимый» - т.е. сущность, которую нельзя разделить. Ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а только в соотношении с личностью в целом. Индивидуум представляет собой неделимое целое.

Адлер первоначально увлекся психоанализом, но на определенном этапе порывает с ним.

Стал критиковать психоанализ за:

-        чрезмерный акцент на биологическом (инстинктивном) в человеке. Он считал, что главная детерминанта связана с социальной сферой.

-        пансексуальность. По его мнению, человеком движут не только сексуальные мотивы, но и др., например, стремление к власти.

-        слишком явный упор на роль детских впечатлений. Он считал, что развитие ребенка от 0 до 6 лет очень важно, но в развитии личности могут происходить сильные изменения, которые не обусловлены детством.

Моменты, специфичные для идей Адлера:

1.      идея некой финальной цели, к которой человек стремится, то есть А. считал, что каждый человек всегда стремится к отдельной цели того, какой должна быть его жизнь – это понятие целевой устремленности человека.

2.      представление о том, что каждая личность представляет собой целостную структуру. В отличие от Фрейда (каждый человек – невротик, Эго и Суперэго постоянно в конфликте), А. считал, что личность может быть гармоничной.

3.      понятие жизненного стиля. Каждая личность характеризуется определенным жизненным стилем. Жизненный стиль – типичный для личности способ взаимодействия с другими людьми, с миром и самим собой.

Он проявляется:

-        во взгляде человека на самого себя (как сам себя оценивает, считает себя способным и т.д.)

-        во взгляде человека на других людей и окр. мир – глобальная установка человека (мир хорош или плох, агрессивен или нет и т.д.), соответственно разные стратегии поведения.

-        в привычках поведения (что человек привык делать: отказываться что-то делать, халтурить, выполнять качественно)

-        особенности поведения, направленного на финальную цель. А. вводит понятие «приоритеты», у каждого человека есть некие жизненные приоритеты (в зависимости от фин. цели): удовольствие, комфорт, контроль, превосходство. Фин. цель – некое глубинное представление об идеальном для личности состоянии.

Если приоритет удовольствия, то личность чувствует, что жизнь идет так, как надо, если все его потребности удовлетворяются, человек ищет удовлетворения потребностей.

Если приоритет комфорта, то личность стремится к тому, чтобы найти свою нишу, где можно было бы жить в зависимости от своих представлений о жизни, жить в стабильных, неизменяющихся условиях.

Если приоритет контроля, то личность стремится поставить под свой контроль других людей и обстоятельства.

Если приоритет превосходства, то личность стремится к постоянному самосовершенствованию, тем самым, развиваясь, то есть стремление к движению вверх.

4.      идея интерпретации личностью своего опыта. Никакие обстоятельства негативно или позитивно сами по себе на развитие личности не влияют, они будут влиять в зависимости от того, как они будут интерпретироваться – идея позитивной переинтерпретации.

Проблема комплекса неполноценности.

Каждый ребенок рождается слабым, беззащитным, не может жить самостоятельно, то есть каждому ребенку изначально присуще чувство неполноценности. Это чувство является базовым для человека, тягостно. Каждый человек стремится избавиться от него. Избавиться можно, развивая компенсаторные механизмы, то есть осваивать ЗУН, стратегии поведения, которые бы позволили чувствовать себя не хуже других, то есть знать, уметь столько же, сколько и другие люди.

Развитие компенсаторных механизмов – магистральная линия развития по А. В зависимости от того, как идет развитие компенсаторных механизмов, получаются разные варианты развития личности

Развитие компенсаторных механизмов до среднего уровня, то мы имеем дело с нормальной личностью, у нее нет чувства неполноценности.

Когда компенсаторные механизмы сформированы недостаточно, то мы имеем дело с невротической личностью. Эта невротизация может происходить по разным причинам:

  1. наличие физических дефектов (например, отсутствие зрения, слуха, хромота). В этих случаях важна правильная интерпретация. У таких людей неправильная интерпретация, что ведет к развитию комплекса неполноценности – это сложившаяся личностная структура, то есть человек рождается лишь с чувством неполноценности, а из-за физических дефектов у него возникает комплекс.
  2. гиперопека в семье. Родители все берут на себя, стараются все его потребности удовлетворить, в результате у ребенка не накапливаются компенсаторные механизмы.
  3. отвержение ребенка со стороны родителей, а затем др. людей. Родители внутренне не принимают своего ребенка (например, нежеланный ребенок, не того пола и т.д.), в результате ребенок эмоционально чувствует это отторжение, это мешает ему идентифицироваться , получать знания, что ведет к невротизации личности.

Талантливые люди - люди с гиперкомпенсацией, процесс освоения знаний, навыков становится для личности привлекательным так, что достигнув среднего уровня, продолжает развиваться. Гиперкомпенсация обеспечивает более продуктивную деятельность.

Роль социального окружения в развитии личности

Для А. очень важным является соц. фактор, те связи, отношения, в которые вступает человек. Сознание и самосознание – понятия важные для А. Взаимодействуя с другими, человек осознает влияние людей на себя, у него появляется осознание себя. Поэтому на развитие личности смотрит также как на процесс социализации. Социализация личности связана с развитием соц. интереса.

При социализации каждая личность решает 3 проблемы:

1.      нахождение своего места в обществе (что человек делает, для чего и т.д.)

2.      обретение чувства принадлежности, т.е. идентификация себя с какими-то группами, людьми.

3.      способность к сотрудничеству, развитие механизмов эмпатии.

Соц. интерес связан с умением человека чувствовать потребности др. людей и оказывать помощь др. людям в удовлетворении их потребностей. Для характеристики уровня развития личности это важнейшая характеристика. Развитость соц. интереса – характеристика уровня психического здоровья личности.

А. выделял несколько личностных типов. Необходимо учитывать 2 составляющие:

- сформировать соц. интереса;

- уровень сформированности компенсаторных механизмов, т.е. фактически ось активности.

Типы:

Берущий тип: осн. жизненная установка – установка на получение благ, стремится брать как можно больше от мира, от других людей. Для него приоритет – удовольствие. Характерна неразвитость соц. интереса и низкий уровень развития компенсаторных механизмов.

Управляющий тип: осн. жизненная установка – установка на управление другими людьми, главный приоритет – контроль. Характеризуется низким соц. интересом, но высокий уровень развития компенсаторных механизмов.

Избегающий тип: жизненная установка – избегание сложных жизненных ситуаций, контакта с людьми, т.е. стремится найти свой угол, приоритет комфорта. Характерна неразвитость соц. интереса и низкий уровень развития компенсаторных механизмов.

Социальнополезный тип: высокий уровень сформированности социального интереса, васокоразвитый соц. интеллект, развиты компенсаторные механизмы вплоть до гиперкомпенсации.

 

В детстве развитие социального интереса зависит от матери, затем добавляется роль отца и др. людей. Необходимо, чтобы у матери был высокоразвит соц. интерес, она никогда не будет ни бросать его, ни гиперопекать, она будет давать возможность что-то делать ему самостоятельно. Она демонстрирует ему свой соц. интерес, ребенок это постепенно впитывает, начинает понимать потребности др. людей. Со старшего дошкольного возраста возрастает роль отца. Он должен продемонстрировать взаимодействие с другими людьми, отсюда ребенок осваивать образцы поведения с др. людьми. При гиперопеке берущий тип. При внутреннем отвержении – избегающий тип. Прототип жизненного стиля складывается к 6 годам (по А.).

По Адлеру:

- Каждый может все

- Все может быть другим

- Если человек говорит, что он не может, то за этим стоит то, что он не хочет.

Адлер опирается на идею прагматизма. Концепция личности должна быть такой, чтобы она работала, помогала справиться с проблемами. Для его концепции характерен операционализм – все его идеи представляют алгоритм работы, то есть опора не только на теорию.

Любая концепция должна отвечать на 3 вопроса:

1.      жизнь в обществе (как включиться в социум и т.д.)

2.      вопрос деятельности (чем мне заниматься, где накапливать механизмы компенсации)

3.      вопросы любви, брака, семьи

Понятие творческого «Я»

- некое ядро личности.Развитие идет через творческое «я», человек сам создает себя через творческое «я», среда и наследственность - лишь материал для творческого «Я» по саморазвитию. Человек может использовать все негативное как позитивный фактор саморазвития.

Порядок рождения детей в семье и его влияние на развитие личности.

1.      Старший ребенок

Психологическая ситуация имеет два этапа:

А) эмоционально благоприятная ситуация: первенец как правило желанный ребенок, все внимание на ребенка, достаточно общения, потребности удовлетворяются, чувствует себя хорошо, быстро развивается, приобретает навыки.

Б) когда появляется младший ребенок психологическая ситуация меняется, он оказывается «свергнутым с пьедестала», он оттесняется на периферию, он относительно самостоятелен по сравнению с новорожденным, чувствует дискомфорт, связанный с дефицитом общения, эмоц. дискомфорт может быть очень тяжелым, детская ревность может порождать ребенком неосознаваемые реакции (например, роняет младшего ребенка). Могут быть серьезные нарушения в соматике, появляются симптомы соматики (например, недержание мочи, в результате часть внимания родителей на старшего ребенка). Ребенку следует включиться в жизнь родителей, старший ребенок начинает бессознательно ориентироваться на нормы и требования взрослой жизни, тем чаще взрослые с ним контактируют, таким образом ребенок восстанавливает ту норму общения, которая ему необходима. Старший ребенок оказывается социально занормированным, ориентация на успех и принятые в обществе социальные нормы.

2. второй ребенок (но не последний)

А) когда он младший: психологический комфорт, много внимания от родителей, потребности удовлетворяются.

Б) когда рождается третий ребенок: у него забирают часть внимания, могут быть различные проблемы, ему приходится решать те же проблемы, что и старшему. Он может пойти по пути старшего. Т.к. в этом случае будет конкуренция, он всегда будет «догоняющим», ему надо самоутвердиться в др. деятельности, интуитивно выбирает ту деятельность, в которой старший слаб. Все это характерно для любого среднего ребенка.

3. младший ребенок

А) позитивная фаза быстро проходит, т.к. старшие нашли ниши компенсации.

Б) ему надо самоутвердиться, успехи старших детей затмевают его, ему надо найти сферу компенсации, чаще характерна тенденция нетрадиционной для данной семьи сферы компенсации.

4. единственный ребенок

Во времена А. семьи были многодетными, поэтому он считал, что единственный ребенок – это плохо. С 1 стороны он всю жизнь в центре внимания, но с др. стороны – если ребенок в многодетной семье, у него больше шансов освоить сферу соц. интересов и компенсаторные механизмы. У единственного ребенка нет таких возможностей, он всегда слабый, ждет помощи, недоразвит. Это проявляется и в зрелом возрасте, когда он начинает жить с др. людьми. У него не наработаны механизмы взаимодействия с др. людьми, т.к. именно во взаимодействии со сверстниками ребенок осваивает те механизмы, которые ему понадобятся в будущем, а единственный ребенок общается в основном со взрослыми.

Адлерианская психотерапия

Для А. важна формула: сначала мы мыслим, затем чувствуем, потом действуем. Мысли – бессознательные умозаключения, которые лежат в основе нашего поведения. Исх. мысль - я хуже других. Вся терапия А. направлена на разоблачение ошибочных мыслей. В ходе терапии можно выделить 4 этапа:

1.      создание и поддержание благоприятных клиент0терапевтических отношений. Для А. соц. отношения – гл. фактор развития личности. Задача терапевта – воссоздать теплые отношения, которых клиент был лишен в детстве. Безусловное принятие клиента, интерес к нему. Гл. залог успеха – установление отношений доверия, если это не получится на 1 сеансе, то дальнейшая работа будет неэффективна.

2.      идентификация жизненного стиля клиента. Как человек реализует свои приоритеты. Надо собрать информацию о жизни человека, модели его поведения, какие у него трудности, что ему мешает. Ему часто дается дом. задание: описать свой типичный день, это позволяет человеку разбить свой день на отдельные фрагменты, которые он с терапевтом затем анализирует. Через жизненный стиль выявляется приоритет – что человеку важно.

3.      выявление ошибочных суждений и обеспечение интерпретаций, приводящих к инсайту. Надо узнать, выявить причины, а затем предоставить их клиенту.

4.       переобучение клиента, т.е. перевод понимания в деятельность. Обучение более эффективным стратегиям поведения.

Техники

Ролевое проигрывание – человек понял, в чем его трудности, он должен обучиться эффективным способам взаимодействия

Парадоксальная интенция – направлена на то, чтобы разбить старое, сбивается базовый паттерн, симптом теряет для человека смысл, происходит постепенное разрушение механизма.

Техника нажатия кнопки – человек улавливает отрицательную мысль, расценивает ее как ошибочную.