Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста.
На рубеже дошкольного детства у ребенка возникает:
-отделение своих действий от действий взрослых,
- осознание своего «я»,
-усиление потребности активно действовать так, как действуют в нем взрослые.
Но ребенок не может активно включиться в мир взрослых, его новые потребности и психологические качества не могут реализоваться в полной форме.
Поэтому деятельность ребенка перестраивается, возникает ее новая форма- сюжетно-ролевая игра. Жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром. Такую связь осуществляет игровая деятельность.
Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реализации желаний. Сущность игры, по Л.С Выготскому, состоит в том, что она есть исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений со взрослыми.
Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра - это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.
Итак, игра - это такая форма деятельности, в которой дети, создавая специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая реальные действия сокращенными, воспроизводят основные смыслы человеческой деятельности и усваивают те формы отношений, которые будут реализованы, осуществлены впоследствии. Именно поэтому игра - это ведущая деятельность, она дает возможность ребенку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, в которые в реальной жизни ребенок вступить не может.
В структуре игры можно выделить несколько элементов.
- Тема- область действительности, которую ребенок воспроизводит в игре; дети играют в «семью», «столовую», «магазин» и т.д.
- В соответствии с темой строится сюжет, сценарий игры; к сюжетам относят определенную последовательность событий, разыгрываемых в игре. Сюжеты игр разнообразны: профессиональные, бытовые, военные. Сюжеты игры видоизменяются в зависимости от конкретных условий жизни детей, от кругозора ребенка. Игры на одну и ту же тему могут быть представлены разными сюжетами.
- Содержание игры- то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности или отношений взрослых. По содержанию игры можно судить о том, насколько глубоко ребенок проникает в деятельность взрослых, как понимает ее. Содержание игры зависти от опыта ребенка и определяется конкретными условиями его жизни. Дети разных возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом вносят в не разное содержание: для младших дошкольников это - многократное повторение какого-либо действия с предметом; для средних это- моделирование деятельности взрослых и эмоционально значимых ситуаций, выполнение роли; для старших- соблюдение правила в игре.
- Игровая роль как обязательный набор действий и правил их выполнения, как моделирование реальный отношений, существующих между людьми, но не всегда доступных ребенку в практическом плане. Подобно сюжету, разыгрывание одних и тех же ролей может быть различным по содержанию. Обычно для младших детей характерно воспроизведение ролей конкретных лиц, а в дальнейшем изображается обобщенный взрослый, чаще всего в своих профессиональных качествах и отношениях.
- Воображаемая ситуация. Для нее характерен перенос значений с одного предмета на другой. Именно поэтому в игре палочка может быть лошадкой, брусок дерева- мылом, прутик- карандашом и т.д. Однако процесс замещения одного предмета другим подчинен правилу: замещать предмет может только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия.
- Ролевые и реальные отношения: ролевые отражают отношение к сюжету и роли (конкретные проявления персонажей), а реальные выражают отношение к качеству и правильности выполнения роли.
- Игровые действия и игровые операции. Операции- это те реальные движения, которые производятся детьми в игре, эти движения по своему техническому и двигательному составу приспособлены к тем предметам, с которыми дети играют. Игровое действие- то действие, которое соответствует представлениям ребенка, то, что побуждает ребенка играть.
- Игровой материал и игровое пространство- игрушки и разнообразные другие предметы, при помощи которых дети разыгрывают сюжет и роли. Особенностью игрового материала становится то, что в игре предмет используется не в собственном значении, а в качестве заместителей других, недоступных ребенку практически, предметов. Игровое пространство представляет собой границы, в пределах которых территориально разворачивается игра.
Все структурные элементы игры подвижны. Они изменяются вместе с развитием игровой деятельности, вместе с переходом игры на качественно новую ступень.
Что же означает признание за игрой титула ведущей деятельности? Ведущая деятельность- такая форма поведения ребенка, в связи с развитием которой развиваются психические качества, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. В рамках ведущих типов деятельности возникают новые виды занятий.
Ведущая деятельность формирует и перестраивает отдельные психические процессы.
Ведущая деятельность также определяет важнейшие перестройки и формирование новых качеств личности.
Развитие игры.
Будучи ведущей деятельностью на протяжении всех лет дошкольного детства, игра неодинакова на всем своем протяжении. В детской психологии выделяют следующие этапы развития игры.
- Предметная игра. В младшем дошкольном возрасте игры носят процессуальный характер. В несложных по содержанию играх смысл для детей содержится в самом процессе действования, а не в том результате, к которому это действие могло привести. Этап предметной игры связан преимущественно с овладением специфическими функциями предметов, еще недоступных ребенку в практической деятельности. Способом является разворачивание и обозначение в игре условных предметных действий ( «кормить куклу», «резать хлеб»).
- Ролевая игра. В среднем дошкольном возрасте главное место занимает выполнение роли, и интерес игры состоит именно в выполнении моделирующих отношения взрослых действий. Этап ролевой игры обусловлен овладением ребенком отношениями между людьми, опосредующими отношение к предметам. Этой игре соответствует и следующий по сложности способ- ролевое поведение, связанное с обозначением и реализацией ролевой позиции, подчиняющей себе предметные действия (играть во «врача», «дочки-матери»
- Игра с правилами. На этом этапе детей интересует не просто роль как таковая, но и то, насколько реалистично она выполняется. Повышается требовательность детей к правдивости и убедительности, реалистичности исполнения ролей и сюжетов, использованию игрового материала, к соблюдению правил в игре. Этап игр с правилами связан с выделением ребенком скрытых в отношениях между людьми задач и правил человеческих действий и сдвигом мотива игры с процесса на результат, причем результат не вещественный, а эмоциональный. На этом этапе появляются игры-драматизации, игры-фантазирования. Для ребенка важно не столько то, какую роль он на себя взял, сколько то, как он ее изображает, насколько верно он способен передать смысл происходящих в игре событий, какие эмоции вызывает его игра у партнеров. В такой игре нет непосредственного подражания, имитирования поведения конкретного человека, здесь мы не встретим и обобщенного смысла человеческих действий вообще. Драматизация- это произвольное, сознательное творческое настроение ребенка, которое регулируется и направляется представлениями о людях и событиях. В такой игре возникают новые для деятельности детей мотивы, побудители поведения. Это характерное для всякого творческого процесса воздействие на других людей.
Развитие игры идет от ее индивидуальных форм к совместным: с возрастом растет состав участников игры и длительность существования игрового объединения. Младшие дошкольники чаще играют в одиночку, но уже у трехлетних детей фиксируются объединения группами в 2-3 ребенка. Продолжительность такого объединения коротка (всего 3-5 минут), после чего дети одной группы могут присоединяться к другим группам. За 30-40 минут наблюдения за игрой малышей можно зафиксировать до 25 таких перегруппировок. К 4-5 годам группы охватывают от 2 до 5 детей, а продолжительность совместной игры достигает 40-50 минут. Обычно игра начинается одним ребенком, а затем к нему присоединяются другие; предложение одного ребенка находит отклик у других детей, на основе чего возникают игры с общим сюжетом. В среднем дошкольном возрасте дети уже могут согласовывать свои действия, распределять роли и обязанности.
У детей 6-7 лет уже есть предварительное планирование игры, распределение ролей до ее начала и коллективный подбор игрушек. Группы в игре становятся многочисленными и долговременными (иногда дети способны играть одну игру в течение нескольких дней, сохраняя игрушки и игровое пространство).
Тематика игр также меняется со временем. Д.Б Эльконин говорит о двух тематических группах игр:
- взрослые, их работа, отношения с другими людьми;
- эмоционально значимые события.
По мере усложнения и расширения опыта ребенка изменяется и мотивация игровой деятельности. Так, если для младшего и среднего дошкольного возраста характерным мотивом служит воссоздание эмоционально значимых ситуаций и действий значимых взрослых, а также желание общаться, то для старших дошкольников таким мотивом становится еще и фантазирование, так как оно связано с относительной независимостью от внешних обстоятельств и возможностью действовать по собственному желанию.
Функции игры:
1. Развитие мотивационно-потребностной сферы.
Игра выступает как деятельность, имеющая ближайшее отношение к мотивационно-
потребностной сфере ребенка. В игре происходит первичная
эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности,
возникает сознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и
потребность быть взрослым.
Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. В игре возникает новая психологическая форма мотивов: происходит переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений.
2. Преодоление «познавательного эгоцентризма».
Ж. Пиаже характеризует основное качество мышления детей дошкольного возраста
как «познавательный эгоцентризм». Под этой особенностью Пиаже понимает
недостаточное отграничение своей точки зрения от других возможных. Игра
является такой деятельностью, в которой и происходят основные процессы,
связанные с преодолением «познавательного эгоцентризма», формируется механизм
децентрации. Ролевая игра приводит к изменению позиции ребенка — со своей
индивидуальной и специфически детской — на новую позицию взрослого. Принятие
ребенком роли и связанное с этим изменение значений вещей, вовлекаемых в игру,
представляет собой непрерывную смену одной позиции на другую.
Но это происходит не во всякой ролевой игре, а только в такой, в которой есть
хотя бы один партнер, т. е. в коллективной игре. В такой игре ребенок, взявший
на себя определенную роль, действуя с этой новой позиции, вынужден принимать во
внимание и роль своего партнера.
В игре происходит и познавательная,
и эмоциональная децентрация ребенка.
3.
Развитие умственных действий.
П. Я. Гальпериным были установлены основные этапы, через которые должно проходить формирование всякого нового умственного действия и связанного с ним понятия
- этап предварительной ориентировки в задании
- этап формирования действия на материальных предметах или их материальных моделях-заместителях;
- этап формирования того же действия в плане громкой речи, благодаря этому действие отделяется, абстрагируется от конкретных предметных условий и приобретает свернутый обобщенный характер;
- этап формирования собственно умственного действия (в некоторых случаях наблюдаются еще и промежуточные этапы, например формирование действия в плане развернутой речи, но про себя и т. п.).
Эти этапы могут быть названы
этапами функционального развития умственных действий.
Рассматривая действия ребенка в игре,
легко заметить, что ребенок уже действует со значениями предметов, но еще
опирается при этом на их материальные заместители — игрушки. Анализ развития
действий в игре показывает, что опора на предметы-заместители и действия с ними
все более и более сокращается. Если на начальных этапах развития требуется
предмет-заместитель и относительно развернутое действие с ним (этап
материализованного действия, по П. Я. Гальперину), то на более поздних этапах
развития игры предмет выступает через слово-название уже как знак вещи, а
действия — как сокращенные и обобщенные жесты, сопровождающиеся речью. Таким
образом, игровые действия носят промежуточный характер, приобретая постепенно
характер умственных действий со значениями предметов, совершающихся в плане
громкой речи и еще немного опирающихся на внешнее действие, но приобретшее уже
характер обобщенного жеста-указания. (Например, при подготовке к обеду ребенок
подходит к стене, делает одно-два движения руками — моет их — и говорит:
«Помыли», а затем, точно так же сделав ряд движений еды, поднося палочку-ложку
ко рту, заявляет: «Вот и пообедали». Игра выступает как такая деятельность, в
которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на
новый, более высокий этап — умственных действий с опорой на речь.
Таким образом, именно в игре формируются у детей предпосылки абстрактного, обобщенного мышления.
4. Развитие произвольного поведения.
Всякая ролевая игра содержит в себе скрытое правило; развитие ролевых игр идет
от игр с развернутой игровой ситуацией и скрытыми правилами к играм с открытым
правилом и скрытыми за ним ролями. В игре происходит существенная перестройка
поведения ребенка — оно становится произвольным. Под произвольным поведением
понимается поведение, осуществляющееся в соответствии с образцом (независимо от
того, дан ли он в форме действий другого человека или в форме уже выделившегося
правила) и контролируемое путем сопоставления с этим образцом как эталоном.
Ребенок в игре выполняет одновременно как бы две функции; с одной стороны, он
выполняет свою роль, а с другой — контролирует свое поведение. Произвольное
поведение характеризуется не только наличием образца, но и наличием контроля за
выполнением этого образца. Таким образом, при выполнении роли имеется своеобразное
раздвоение, т. е. рефлексия. Конечно, это еще не сознательный контроль. Игра
находится во власти привлекательной мысли и окрашена аффективным отношением, но
в ней содержатся уже все основные компоненты произвольного поведения. Функция
контроля еще очень слаба и часто еще требует поддержки со стороны ситуации, со
стороны участников игры. В этом слабость данной рождающейся функции, но
значение игры в том, что эта функция здесь рождается. Именно поэтому игру можно
считать школой произвольного поведения.
5. Развитие морального поведения.
Содержание ролей отражает нормы поведения, существующие у взрослых. Играя, ребенок как бы переходит в развитый мир высших моральных норм человеческого поведения. Нормы, заключенные в игровой роли, становятся в процессе игры источником развития морального поведения самого ребенка. Игра и развитие воображения
6. Развитие воображения.
Воображение ребенка рождается из впечатлений окружающего мира.
Игра возникает из потребности ребенка узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Игра как способ познания действительности есть одно из главных условий развития детского воображения. Не воображение порождает игру, а деятельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение. Игра подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества.
7. Развитие памяти.
В ролевой игре создаются условия для активного и сознательного воспоминания. В
ходе развития игры дети переходят от воспроизведения внешнего рисунка роли к
воспроизведению ее внутреннего содержания. Так, игра превращает
непосредственное, подчиняющееся эмоциям, запоминание малышей в произвольную и
сознательную систему памяти, подчиняющуюся игровой задаче.
Те стороны психического развития, которые были выделены, и в отношении которых было показано определяющее влияние игры, являются самыми существенными, так как их развитие подготавливает переход на новую, более высокую ступень психического развития, переход в новый период развития.