Среда, 04.12.2024, 11:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Виды внимания

Виды внимания

Аристотель выделял два вида внимания: произвольное и непроизвольное.

Уильям Джеймс:

1) По степени приложения волевых усилий. Непроизвольное внимание - минимальная степень; произвольное внимание - максимальное.

2) По степени опосредованности. Непосредственное; опосредованное- связано с объектами жизненным опытом.

3)  По объекту. Сенсорные, чувственное, через органы чувств; интеллектуальное - объекты, связанные с мышлением, воображением.

 

По общей классификации выделяют:

1) Непроизвольное внимание, вызываемое особенностями объектов, без намерения быть к ним внимательным, действует короткий срок, пока есть раздражитель.

Функция: быстрая и правильная ориентировка в изменяющихся условиях среды, выделение объектов, имеющих жизненно важное значение.

Виды непроизвольного внимания:

- Вынужденное - это крайняя степень пассивности психической деятельности. Всецело зависит от свойств объектов: интенсивность воздействия раздражителя, неожиданность воздействия, необычность, новизна, периодически повторяющийся стимул, движение. Может быть также умственным (любовные страдания).

- Невольное - объекты пробираются в наше сознание в минуты отдыха, бездействия.

- Привычное - наша вторая натура, обусловлено особенностями нашей личности.

2) Произвольное внимание служит для достижения поставленной цели.

Функция: активное регулирование протекания психических процессов, психическая деятельность направленная на контроль поведения.

Виды непроизвольного внимания:

- Собственно произвольное -  при нём процессы обращения сознания на объект протекают легко и без помех, условие успешности выполнения деятельности.

- Волевое - возникает при наличии конфликта между объектами произвольного и непроизвольного внимания, оно вызывает чувство напряжённости, так как удерживается вопреки желаниям и интересам субъекта под влиянием внешней мотивации.

- Спонтанное - на основе произвольного, после него (удерживать внимание на неинтересной книге и потом увлечься её сюжетом).

 

Свойства внимания

1) Лёгкость привлечения внимания: возбудимость внимания. Большая или меньшая наклонность ко вхождению какого бы то ни было представления в фиксационную точку сознания.

2) Объём внимания: это то количество объектов, которые человек может удерживать одномоментно в поле своего внимания. Два вида: расплывчатое- удерживает большое количество предметов с меньшей ясностью и фиксирующее - удерживает меньшее количество предметов с большей ясностью.

3) Концентрированность внимания: сила сосредоточения внимания. Правильность воспроизведения объекта на котором было сконцентрировано внимание. Аутотелестический поток - поток замкнутый на цели.

Свойства потока:

- слияние действия и сознания;

- ограничение объёма внимания (художник рисует картину)

- чувство властности и компетентности

- ясные цели и быстрые обратные связи

- длительная устойчивость внимания

Требования:  ситуация должна соответствовать умениям субъекта. Не важен результат деятельности важен сам процесс выполнения.

4) Устойчивость внимания: длительность сосредоточения внимания. Способность человека длительное время удерживать внимание на объекте. ( Как долго ребёнок может действовать в определённом сюжете игры ).

Декремент бдительности - ослабление устойчивости внимания с течением времени. Условия ослабляющие декремент бдительности: наличие мотивации, сообщение о результатах.

5) Переключаемость внимания: способность человека переносить внимание с одной деятельности на другую или с одного объекта на другой. Непроизвольное внимание- отвлекается, Произвольное внимание-  хорошая управляемость вниманием.

6) Распределение внимания: способность удерживать внимание на значительном пространстве, а также двух или нескольких действиях или видах деятельности (писать, слушать). Нужно быть хорошо знакомым с одним действием, чтобы продуктивно исполнять другое, новое. Чем сложнее деятельность, тем труднее распределять внимание. Между деятельностями одной модальности внимания распределять гораздо труднее. У детей 3-4 лет распределение внимания отсутствует.