Европейский функционализм
Предмет – сознание, но функционалистов не интересует строение сознания. Изучают:
1. Как сознание функционирует, работает?
2. Какова роль сознания (психики) в жизнедеятельности организмов?
Франц Брентано.
(1838 – 1917)
Задавался вопросом, как работает сознание?
Вводит в психологию понятие интенции:
- направленность сознания на некий предмет;
- активность сознания в процессе построения образа.
Образы – продукты работы сознания. Сознание не просто отражает предмет, а принимает активное участие в построении образа этого предмета.
До Брентано – теории элементов сознания, а он разработал теорию актов сознания. Существует три группы актов сознания:
- акты представления, результатом которых являются наглядные чувственные образы (ощущение, восприятие, воображение);
- акты суждения об истинности и ложности наших образов;
- акты эмоциональной оценки: с точки зрения полезности или вредности образов. Идеосинкразия – болезненная непереносимость, отвращение к ощущениям какого-то вида.
На основе этих идей Брентано разработал свой проект развития психологической науки, которая распадается на 2: 1) дескриптивная психология (опирается на теорию элементов сознания); 2) генетическая психология (опирается на теорию актов сознания и изучает генезис образов – процесс порождения).
Герберт Спенсер
(1820 – 1903)
Основатель философии позитивизма: установка на изучение явлений, а не скрытых сущностей.
Через Спенсера в психологию впервые вошла идея эволюции, попытка реализовать эту идею.
Предмет психологии – связь психики с внешним миром. Психика как механизм адаптации организма к внешнему миру, а человек адаптируется к эволюционирующему миру, следовательно, психика тоже эволюционирует.
3 линии реализации эволюционных идей:
1. Линия эволюции самой психики: раздражимость – реакция на биологически значимые (биотические) воздействия – абсолютно необходимы каждому для выживания организма.
Организмы начинают реагировать не только на биотические стимулы, но и на нейтральные раздражители. Они позволяют повысить шансы организма на выживание, так как они являются сигналом к значимым стимулам. 1 стадия – ощущение.
2 стадия – память. Комбинации ощущений. Механизм, который позволяет зафиксировать ощущения в прошлом. Для животных, как считал Спенсер, достаточно этих двух механизмов: ощущения и памяти.
Человек живет в обществе. Следовательно, должны возникать дополнительные механизмы. Воля – способность человека выполнять ряд конкретных психически обусловленных действий:
- целеполагание (постановка целей);
- разработка программы достижения целей;
- выбор средств для достижения целей;
- преодоление препятствий, стоящих на пути к достижению цели;
- контроль по результату.
Недостатки чисто волевого механизма: грубое, примитивное отражение ситуации, которое компенсируется активностью, напором.
Адаптация на основе разума: за счет глубины и тонкости отражения ситуации. В этом случае грубая физическая сила не требуется.
2. Линия эволюции форм поведения.
1 стадия: рефлекса ( отдельная изолированная реакция на отдельный изолированный раздражитель)
2 стадия: инстинкта (цепь реакций, обеспечивающая видовую адаптацию). Врожденные, обеспечивают адаптацию к максимально постоянным компонентам среды.
3 стадия: навыка (прижизненно приобретаемая форма поведения, обеспечивающая индивидуальное приспособление). Чем выше мы поднимаемся по лестнице эволюции, тем больше доминирует навык.
3. Линия развития сознания в истории общества.
Ядром сознания у «дикаря» является восприятие, тонкая чувствительность, низкие дифференциальные пороги. Чем тоньше он воспринимает ситуацию, тем лучше он адаптируется. У цивилизованного человека – мышление, восприятие весьма грубое.