Понятие конфликта в социальной психологии. Межличностные стили разрешения конфликта.
Понятие конфликта в социальной психологии. Межличностные стили разрешения конфликта
Существуют различные классификации, нет единой.
К. Левин. По критерию участников:
1. Внутриличностные - столкновение различных личностных образований (мотивов, целей, интересов).
2. Социальные:
· Межличностные - конфликт между 2 и более людьми, когда противоборствующие стороны стремятся реализовать в деятельности взаимоисключающие интересы и цели.
· Между личностью и группой.
· Внутригрупповой.
· Межгрупповой.
Ершов предлагает различать по источнику, по содержанию, по форме выражения, по типу разрешения, по типу структуры взаимоотношений, по соц. результатам.
Типология Дойча.
В основании классификации - наличие 3 признаков: существование объективной конфликтной ситуации, осознание конфликта, адекватность осознания. Часто типы пересекаются, т.к. не четко сформулировано основание.
1. Подлинный конфликт - существует объективно и воспринимается адекватно.
2. Случайный (условный) - легко меняется, зависит от обстоятельств. Не очень осознаваемый конфликт.
3. Смещенный - истинная причина скрывается и конфликт по другому поводу.
4. Неверно описанный конфликт - между ошибочно понятыми сторонами и как результат по поводу ошибочно истолкованных проблем.
5. Латентный - он готовится, но никак не осуществляется и не осознается.
6. Ложный конфликт - в силу ошибок восприятия, когда блокируются 1 сторона конфликта и конфликт переводится и переживается в неведение.
Эмоции еще больше усиливают конфликт.
Стили разрешения:
1.насилие-более слабая сторона принуждается к подчинению более сильной стороной.
2.разъединение-прекращение взаимодействия.
3.бегство одной из конфликтующих сторон.
4.примирение – молча прекращают действовать друг против друга. Мир, очень хрупкий, наступает в результате переговоров.
5.С помощью третьей стороны,-проявление насилия (через социальное давление), - независимый, беспристрастный посредник.
Структура:
описывается по-разному разными авторами.
1. Оппоненты (участники, стороны). На успешность решения конфликта влияет личностный ресурс его участников, его потенциал личности, определяемый ее восприимчивостью к новой информации о ситуации, о самом себе, и готовность изменить это представление о себе. Ранг оппонента - это некая психологическая сила, которая определяется его социальным положением, позицией, уверенностью в своих силах, правоте. Влияет и аудитория, в которой происходит конфликт (подстрекатели, советники, миротворцы).
2. Предмет конфликта - то, что порождает конфликт, что лежит в его основе (материальные ценности, идеи права, власть, потребности, интересы участников). В конфликте участники как правило заявляют не о своих различных интересах, а о своих позициях. Определить истинные мотивы конфликта сложно, но это является важным этапом в разрешении конфликта.
3. Восприятие конфликта - каждая сторона имеет представление о себе в конфликте, об оппонентах, о ситуациях. Особенности восприятия конфликтов - наличие иллюзий - это искаженное восприятие под влиянием отрицательных эмоций, предвзятости, установок «Я хороший, ты плохой».
4. Действия (стратегия поведения в конфликте): набор возможных действий, предпринимаемых сторонами.
5 типов по Томасу:
1) соперничество - человек ориентируется только на свои интересы.
2) сотрудничество - одновременное направление на удовлетворение интересов обоих сторон.
3) приспособление - отказ от своих интересов в пользу другого.
4) компромисс - частичный отказ от своих интересов.
5) избегание - уход.
Динамика.
Основные этапы развития:
1. Предконфликтная ситуация - стадия, когда уже есть предмет, причина конфликта, но нет открытых столкновений оппонентов. При этом может отсутствовать осознание конфликта одной из сторон. Симптомы: дискомфорт, недоразумения, саботаж.
2. Инцидент - открытое, осознаваемое оппонентами столкновение, является толчком для развития конфликта, участники активны. Если стороны конфликта расстаются, то конфликт прекращается (в транспорте); при ложном конфликте - если удастся разрешить разногласия.
3. Эскалация - этап активного развития конфликта, может быть волнообразным, может непрерывным. Основные признаки этапа:
· Вытеснение адекватного восприятия другого образом врага.
· Рост эмоционального напряжения.
· Переход от аргументов к претензиям.
· Потеря первоначального предмета разногласия.
· Расширение границ конфликта.
4. Кульминация - верхняя точка конфликта, пик развития. Отношения участников достигают такого накала, что сторонам становится ясна необходимость прекращения конфликта.
5. Завершение конфликта. 3 формы:
· Конструктивная - интересы оппонентов удовлетворены, произошли позитивные изменения, доминируют положительные эмоции.
· Деструктивная - оппоненты находятся еще в более худшем состоянии, состояние депрессии. Конфликт может перейти в другую форму.
· Паллиативная - завершение конфликта носит поверхностный характер, не затрагивает сути.
Функции
- Деструктивная. Внутриличностный конфликт порождает состояние психологического дискомфорта, что может привести к разрушению личности. На уровне группы конфликт может нарушать систему коммуникаций, взаимодействий, групповую сплоченность.
- Конструктивная. Внутриличностный конфликт может служить мощным источником развития личности, ее совершенствования. В группе может способствовать предотвращению застоя (стогнации), служит источником нововведений, развития. Внешний конфликт может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу перед лицом внешней опасности.
- Диагностическая - познание как развивается организация, ее отношения, роль практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуации.
В 50 годы конфликт считался чисто деструктивным явлением. Стояла задача подобрать группу людей, чтобы исключить конфликт. Это не удалось. Потом стали рассматривать конфликт как имеющий и конструктивное начало. Конфликт - это столкновение интересов, потребностей,целей противоположно направленных. Но не всякое столкновение есть конфликт, а только то, что связано с острыми эмоциональными переживаниями.