Психология: Основные направления - Возникновение и развитие психологии труда.Три основные проблемы психотехники (Гуго Мюнстерберг).
[Психология:Основные направления ]
Основы психотехники. В двух томах. Том 1 | Г. Мюнстерберг | Основы психотехники. В двух томах. Том 1 | Г. Мюнстерберг |
Основы психотехники. В двух томах. Том 2 | Г. Мюнстерберг |Основы психотехники. В двух томах. Том 2 | Г. Мюнстерберг |

Психологическим представлениям о труде предшествовал многочисленный опыт донаучного осмысления трудовой деятельности.

Мифология: очень важнoe место занимают божества, связанные с трудом (бог земледелия, виноделия и т.д.) пословицы, поговорки, высказывания выдающихся людей: Толстой - ничто так, как труд не облагораживает человека и т.д. Труд рассматривался как обязанность и долг, труд - производственный и технологический необходимость (человек как фактор эффективности производства), труд - социальная и экономическая потребность человека (в деятельности человек зарабатывает статус), труд - личностная потребность (условие развития человека). Можно отметить общую тенденцию развития представлений о труде - постоянное повышение роли человека в самой деятельности, постоянная гуманизация труда.

Психология труда - часть разнообразного знания о труде. Задача - выявить психологические составляющие трудовых явлений:

Марксистская философия: труд - целесообразная деятельность для создания потребительных стоимостей, как процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.

Развитие отечественной Психологии труда очень драматично. 20-е ХХцентр. институт труда (ЦИТ) - 1 из главных задач - адаптация системы научного управления предприятия Тейлора с целью внедрить в народное хозяйство (организована лаборатория психотехники, которую возглавлял Шпильрейн, в основе программы деятельности - идеи психотехники).

1957 - учредит.конференция по вопросам Психологии труда и инженерной психологии (период оттепели) - на ее образ повлияли 2 системы идей: американский тейлоризм и европейская Психотехника.

Тейлоризм и психотехника решают одни задачи, но внимание- на разных аспектах.

1873 - I экономический кризис —> концентрация капитала --> создание монополий --> изменился экономический «портрет» мира, появилась необходимость в привлечении наук о труде, в т.ч. Психологии в целях большей интенсификации труда. Тейлор «Принципы научного управления» - 3 основные причины снижения производительности труда (вред коллективу от высокой скорости,  автотемп, обучение на предприятиях - нет точного инструктажа о наиболее рациональных приемах работы). Вывод: практически вся проблема организации отдана рабочим, необходимо разработать правила управления, это будет выгодно и рабочим и предпринимателям. Должна быть. «революция» в сознании и рабочих и хозяев по отношению друг к другу, это путь взаимопонимания.

Приемы Тейлора:

  1. Снижение расценок,
  2. Увольнение рабочих (упорных),
  3. Наем штрейхбрехеров (контролеров).

Увеличивается производительность,  снижается себестоимость, растет покупательная способность. Задача - обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя в соединении с максимальным благосостоянием рабочих.

4 пр-па науч.управления:

  1. Поэлементный анализ деятельности(выявление наиболее рациональных приемов и умений --> формула наиболее эффективной работы.
  2. Отбор рабочих на основании научно установленных признаков,
  3. Администрация осуществляет сердечное сотрудничество с рабочими, дифференцированная система оплаты труда.
  4. Примерно равное распределение труда и ответственности между рабочими и администрацией.

Выводы:

  1. В основе организации труда – наука.

Идея урока – урочная система.

 

Психотехника вырастает из психологии сознания Вундта. Возникла в Германии. Мюнстерберг не поставил цель - реформировать психологическую науку изнутри, а заниматься прикладной психологией. Задача психотетехники – показать психические процессы (восприятие, память…), посредством которых могут быть достигнуты цели деятельности.  Психотехника-психология, вышедшая в практику. О проблеме индустриальной психотехники Мюнстерберг пишет в «основах психотехники» - взгляды на возможность использования экспериментальной и дифференциальной психологии в разных отраслях социальной жизни. изучение сосредоточивается на физ.условиях экономического успеха без учета человеческого психофизиологического аппарата. Человек требует особого внимания.

3 основные проблемы психотехники:

1. Выбор подходящих людей. Профотбор. Мюнстерберг впервые использует психометрические тесты для отбора (тест моделирует содержание задачи, которая требует включения каких-то свойств).

2. Достижение максимальной производительности труда. Как при помощи психологических средств качественно улучшить результатыты труда. 1. Изучение деятельности, 2.Оптимизация операционного состава, 3. Оптимальное расположение сенсорных зон, 4. Закономерности осознания, осмысления.

3. Проблемы воздействия (психология манипулирования) с целью достичь желаемых эффектов (научить, переучить людей).

Мюнстерберг рекомендует проводить тесты на IQ , изучать мотивацию, как влияет содержание работы на результаты. Доказал - техника профотбора способствует производительности туда.