Психология: Основные направления - Тестовые нормы и проверка их репрезентативности. Виды диагностических норм.
[Психология:Основные направления ]

Результаты психологических тестов чаще всего интерпретируются сопоставлением их с нормами выполнения теста в выборке стандартизации. Нормы - количественные или качественные критерии оценки результатов теста, позволяющие определить уровень достижений или выраженность диагностируемых качеств. Нормы устанавливаются эмпирически, сообразно тому, как выполняет задания теста репрезентативная группа испытуемых. После этого соотнесением первичного индивидуального результата с распределением показателей, полученных в выборке стандартизации, выясняется, какое место он занимает в этом определении. О нормах можно говорить только относительно конкретного «измерительного инструмента», т.е. теста, с помощью которого они были получены. Все тесты построены таким образом, чтобы ни один испытуемый не набрал максимального отчества баллов => обеспечение дифференциации.

            Чтобы определить более точно положение результатов обследуемого относительно выборки стандартизации, полученный результат переводится в некую относительную меру. Таким образом преобразованные результаты (производные показатели) служат двум целям. Во - первых, они указывают положение обследуемого относительно нормативной выборки, что позволяет оценить его выполнение теста на фоне выполнения других. Во - вторых, они позволяют непосредственно сравнивать данные, полученные по разным тестам.

            Стенайны: распределение результатов по 9 уровням (по нормальному распределению).

I - 4%, П - 7%, Ш - 12%, IV - 17%, V - 20%, VI - 17%, VII - 12%, VIII - 7%, IX - 4% крайние группы (1 и 2, 8 и 9 являются по идее однородными), (тест Амтхауэра)

            Стены: распределение по 10 уровням (16PF Кеттелла)

            IQ - коэффициент интеллекта

            Т - шкала Маккола (ММРI)

            Процентиль - это процентная доля индивидов из выборки стандартизации, первичный результат которых ниже данного первичного показателя. Например, если 28% людей правильно решают 15 задач в тесте на арифметическое мышление, то первичному показателю 15 соответствует 28-й процентиль (P2s)- Процентили указывают на относительное положение индивида в выборке стандартизации. 50-й процентиль (Рх) соответствует медиане - одному из упомянутых выше показателей центральной тенденции. Процентили свыше 50 представляют показатели выше среднего, а те, которые лежат ниже 50, - сравнительно низкие показатели, 25 - й и 75 - й процентили известны также под названием 1 - го и 3 - го квартилей (QtH Q2), поскольку они выделяют нижнюю и верхнюю четверти распределения. Как и медиана, они удобны для описания распределения показателей и сравнения с другими распределениями.

            Процентильные показатели обладают рядом достоинств. Их легко рассчитать и понять даже сравнительно неподготовленному человеку. Их применение достаточно универсально, они одинаково применимы как к детям, так и взрослым и подходят к любому виду теста, измеряет он способности или свойства личности.

            Главный недостаток процентилей связан с неравенством их как единиц измерения, особенно на краях распределения.

            Виды норм: Статистические нормы: нормы, полученные при стандартизации методики, проведенной на определенной сборке. В качестве эталона выступает сам тест.

            Абсолютные нормы: в роли шкалы для вынесения диагноза выступает сама шкала сырых баллов (например, количество {ученных иностранных слов).

            Критериальные нормы: показатель сравнивается с внешним критерием (например, с экспертной оценкой, школьными отметками) => построение шкалы.

            Стандартные показатели. Все большее использование в современных тестах стандартных показателей объясняется их пригодностью во многих отношениях. Такие показатели выражают отклонение индивидуального результата от средней нормы в птицах, пропорциональных стандартному отклонению распределения.

            Любая норма, в чем бы она ни выражалась, ограничивается конкретной совокупностью людей, для которой она вырабатывалась. Пользующийся тестом всегда должен знать способ, которым устанавливались нормы теста. Применительно к психологическим тестам они никоим образом не абсолютны, не универсальны и не постоянны. Они просто отражают выполнение ста испытуемыми из выборки стандартизации. При формировании такой выборки обычно стремятся получить репрезентативный образ популяции, на которую ориентирован тест В статистике принято различать выборку и популяцию. Первый из этих двух терминов обозначает группу, которая реально подвергается тестированию. Второй относится к более широкой, но имеющей тот же став группе людей, из которой формируется выборка

            Согласование норм. Один из подходов к решению проблемы сопоставимости тестов заключается в составлении таблиц эквивалентности показателей разных тестов Такие таблицы могут быть составлены эквипроцентильным методом, и тогда показатели считаются эквивалентными, если они имеют равные процентили в данной группе. Например, если 80%-ный процентиль в одной и той же группе соответствует IQ 115 по тесту А и IQ 120 по тесту В, то IQ = 115 для теста А считается эквивалентным IQ 120 для теста В.

            Специфические нормы. Стандартизация тестов для более узкой популяции, выбираемой сообразно специфическим целям каждого теста. В таких случаях границы нормативной популяции должны быть четко определены и приведены вместе с нормами. Так, можно указать, что данные нормы относятся к управленческому персоналу крупных фирм или к первокурсникам технических колледжей. Для многих целей тестирования желательно иметь достаточно специализированные нормы.

            Локальные нормы, которые нередко разрабатываются пользователями тестов для конкретных социальных единиц. Группы, к которым относятся такие нормы, еще более специфичны, чем даже обсуждавшиеся выше подгруппы (организация, школа, ВУЗ).