Психология: Основные направления - Структура личности в свете различных концепций. 1 часть
[Психология:Основные направления ]

Платонов К. К. "Динамическая функциональная структура личности"

Распределил все свойства личности на 4 блока, подструктуры:

1.         подструктура направленности личности - потребности, мотивы, установки, личностные смыслы и ценности - система качеств, которая побуждает человека действовать, направляет его.

2.         подструктура опыта - знания, умения, навыки, привычки.

3.         подструктура форм отражения - индивидуальные особенности протекания различных психических процессов и состояний.

4.         подструктура биологически обусловленная - задатки и темперамент.

 

 

На развитие личности влияют 2 фактора биологический и социальный.

 

Платонов выделил также интегральные подструктуры - они взаимодействуют одновременно со всеми блоками личности:

1.         СПОСОБНОСТИ - благоприятная для деятельности интеграция различных личностных свойств.

Любая способность одновременно является и неспособностью, т.к. какая-либо интеграция свойств делает человека пригодным к одним видам деятельности и совершенно непригодным. к другим.

Критерий оценки способности - продукт деятельности, поэтому не важно за счет каких интегральных особенностей была достигнута способность.

Одаренность - такая интеграция личностных свойств, которая делает человека способным во многих видах деятельности.

Талант, гениальность – соотносятся через качество продукта. Человек создает важный для других людей продукт.

2.         ХАРАКТЕР - интеграция различных личностных свойств, которая обуславливает динамику поведения личности в типичных ситуациях.

 

Динамическая модель З. Фрейда:

Психика состоит из трех слоев – сознательного, предсознательного и бессознательного – в котором располагается основная структура личности.  Содержимое бессознательного недоступно сознанию. В бессознательном слое располагается Ид – энергетическая основа личности. В Ид содержатся врожденные бессознательные инстинкты, стремящиеся к своему удовлетворению, к разрядке, и таким образом детерминируют деятельность субъекта. 2 основных бессознательных инстинкта – либидо  (к жизни) и мортидо (к смерти). Они находятся в антагонистических отношениях, создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Инстинкты являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Содержание бессознательного постоянно расширяется за счет стремлений и желаний, вытесненных за счет невозможности их реализации.

Эго – врожденная структура, располагается в сознательном и предсознательном слоях – мы всегда можем осознать свое Я. Содержание Эго сужается, так как ребенок рождается с «океаническим чувством Я», включающим в себя окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и миром, локализовать Я до своего тела.

Супер-Эго – не врожденная структура. Механизм ее формирования – идентификация с близкими своего пола, черты и качества которых становятся содержанием Cупер-Эго. В процессе идентификации у ребенка формируется комплекс амбивалентных чувств по отношению к объекту идентификации. Между этими тремя структурами существует неустойчивое равновесие.  Инстинкты, содержащиеся в Ид, стремятся к удовлетворению, диктуя желания. Супер-эго предупреждает о невозможности осуществления этих желаний. Эго – арена борьбы противоречий, которые диктуются Ид и Супер-Эго. Такое состояние внутреннего конфликта делает человека потенциальным  невротиком.

Юнг. В структуре личности три части: сознание, индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное. Сознание и индивидуальное бессознательное являются чисто личностными, прижизненно приобретенными. Коллективное бессознательное – психологическое наследство. Содержание коллективного бессознательного лишь в минимальной степени формируется личностью и в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением. Содержание коллективного бессознательного состоит из архетипов, которые являются формами, организующими и катализирующими опыт индивида. Архетипы организуют не только индивидуальную фантазию, но и коллективную. Основные архетипы индивидуального бессознательного: Эго, Персона, Тень, Анима (Анимус), и Самость. Эго и Персона находятся в сознательных пластах психики. Остальные – в бессознательном.

Эго – центральный личного сознания, собирает разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя целостное восприятие   собственного Я. Эго стремиться противостоять всему, что угрожает хрупкой целостности нашего сознания, старается убедить нас в необходимости игнорировать бессознательную часть души.

Персона – та часть, которую мы показываем миру, какими мы хотим быть в глазах окружающих, включает типичные роли, стили поведения, способы самовыражения. Доминирующая персона может подавлять индивидуальность человека. Но в то же время защищает нас от давления среды, от любопытных взглядов, пытающихся проникнуть в душу.

Тень – центр личного бессознательного. Содержит впечатления, которые были вытеснены из сознания. Анима отражает интерсексуальные связи. На нее большое влияние оказывают родители. Этот архетип оказывает большое влияние на поведение и творчество человека. Является источником проекций, новых образов в душе человека. Самость – центральный архетип всей личности, а не только ее сознательной или бессознательной части. Это архетип «порядка и целостности личности». Ее главное значение в том, что она не противопоставляет разные части души друг другу, но соединяет их так, чтобы они дополняли друг друга. В процессе развития личность обретает все большую целостность, и, индивидуализируясь, становится все более и более целой в своем выражении и самопознании.

 

Альфред  Адлер: главная сила, определяющая поведение – чувство общности с людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей. Человек имеет внутреннюю, присущую ему одному природу, которая оказывает влияние на формирование его личности. Адлер особо подчеркивал роль общественных интересов. Важнейшая тенденция развития личности – стремление сохранить в целостности свою индивидуальность осознавая и развивая ее. «Я» – индивидуализированная система, которая может менять направление развития личности интерпретируя жизненный опыт человека и придавая ему различный смысл. «Я» само предпринимает поиски такого опыта, который может облегчить данному человеку осуществление его собственного, уникального стиля жизни. Чувство общности определяет направление жизни, его стиль. Чувство неполноценности и чувство стремления к превосходству являются своеобразными носителями энергии, нужной для развития личности. Оба эти чувства являются позитивными (стимул для личностного роста). Желание преодолеть недостаток, стать лучше всех, самым умелым и знающим. Все эти чувства – врожденные и бессознательные.

Положение, объясняющее разные варианты и пути развития личности:

1.        Фиктивный финализм. Люди ориентируются в мире посредством конструкций-фикций, которые организуют и систематизируют реальность, детерминируя наше поведение. Мотивы поступков определяются надеждами на будущее более, чем опытом прошлого.

2.        Стремление к превосходству.

3.        Чувство неполноценности и компенсация этого чувства.

4.        Чувство общности.

5.        Стиль жизни.

6.        Творческое «Я».

Стиль жизни – детерминанта, которая определяет и систематизирует опыт человека.  Он тесно связан с чувством общности, бессознательным, врожденным чувством, которое входит в состав структуры «Я». Чувство общности – своеобразный стержень, который держит всю конструкцию стиля, определяет ее содержание и направленность. Оно может оставаться неразвитым. Отсюда – асоциальный стиль жизни. Развитие его связано с близкими взрослыми. Формируя свой жизненный стиль, человек сам является творцом своей личности, которую он создает из сырого материала наследственности и опыта. Творческое «Я» является своеобразным ферментом, который воздействует на факты, определяющие действия и трансформирует их в личность человека. Творческое «Я» сообщает жизни человека смысл. Оно творит как цель жизни, так и средство для ее достижения. Формирование жизненной цели, стиля жизни являются актами творчества, которые придают человеческой личности уникальность, сознательность и возможность управлять своей судьбой.

Четыре вида компенсации: неполная, полная, сверхкомпенсация и мнимая (уход в болезнь).

Развитое чувство общности определяет социальный стиль жизни, дает ребенку возможность создать достаточно адекватную систему апперцепций, следовательно, дети с неполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи других людей, от которых они не чувствуют свою отчужденность. В случае сверхкомпенсации человек старается обратить свои знания и умения на пользу людям, его стремление к превосходству не превращается в агрессию. При неразвитом чувстве общности у ребенка формируются невротические комплексы: неполная компенсация вызывает комплекс неполноценности (тревожность, неуверенность, зависимость, конформность). Мнимая компенсация вызывает спекуляцию недостатками. Человек старается извлечь привилегии из внимания и сочувствия, которыми его окружают. Адлер соединяет виды компенсации с жизненным стилем и уровнем развития чувства общности. Отсюда типология личности детей.

А. Маслоу.

Идея трансценденции. Самоактуализирующаяся личность – тип личности, но подавляющее большинство людей на этот уровень не выходят. В качестве центральной характеристики личности выделяет иерархию уровней потребностей. Причем все потребности врожденные. Потребности в порядке их очередности: физиологические, безопасности защиты, принадлежности и любви, самоуважения, самоактуализации. В основе схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивирован потребностями, расположенными вверху. Ключевым моментом является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу все или ничего. Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух или более уровнях потребностей.  Физиологические – биологическое выживание человека. Безопасности и защиты – организация стабильности, закон, порядок, предсказуемость событий, свобода от угрожающих сил (заинтересованность в долговременном выживании). Принадлежности и любви – привязанность с другими (семья или группа). Дефицитарная любовь – из-за недостатка чего-то, бинарная – ценность другого. Самоуважение – самоуважение (компетентность, уверенность, достижения, свобода) и уважение другими (престиж, признание, репутация, статус). Самоактуализация – желание человека стать тем, чем он может стать. Достигнуть своего потенциала.

Развитие личности по Маслоу:

1.                           Новорожденность, младенчество. Предполагается, что каждый человек рождается с каким-то набором свойств (качеств), но все эти качества пока представлены имплицитно.

2.                           Постепенно включаясь в какие-то виды деятельности, взаимодействия с другими людьми ребенок начинает проявлять свои качества.

3.                           С возрастом эти качества начинают осознаваться. Осознание своих возможностей и ограничений формируют сознательную деятельность человека

4.                           Ребенок начинает на пути самоактуализации сталкиваться с трудностями, барьерами, мешающими самоактуализации – противодействие других людей (негативные санкции ® эмоциональный дискомфорт ® большинство людей отказываются от самоактуализации).

5.                           При отказе от самоактуализации возникает невроз. Те, кто противостоит социуму и идут по пути самоактуализации оказываются в тяжелейшей эмоционально-психологической ситуации.

Основной путь «лечения» в системе Маслоу – выйти на путь самоактуализации.