Психология: Основные направления - Психодиагностика как наука и практика.
[Психология:Основные направления ]

Аудио "Психодиагностика"

 

Понятие психодиагностики

 

Подходы к определению психодиагностики:

 

1.Под психодиагностикой понимают всё то, что связано с измерением индивидуальных различий, по сути используя этот термин как синоним психологического тестирования.

2.Психодиагностика в рамках проективного подхода. Психодиагностика по Роршаху – это исследование личности обследуемого его методикой (пятна Роршаха) и другими проективными тестами.

3.Психодиагностика связывается с оценкой разного рода нарушений, отклонений. Психодиагностика – это наука и практика проведения оценки личнотси или диагностирования психических нарушений средствами клинической психологии. Соответственно термин психодиагноз используется только для обозначения каких-либо расстройств, отклонений.

 

 

Предмет и структура психодиагностики

 

Таким образом, большинство исследователей признают, что психодиагностика как область психологического знания направлена на разработку методов распознания индивидуально – психологических особенностей. При этом она имеет дело не только со стандартизированными методами (тестами), но также качественными настандартизованными оценками личности. Важно также учитывать, что психодиагностика не вспомогательная дисциплина, а полноправная наука, изучающая природу индивидуальных различий. Учитывая разные трактовки, Л.Ф. Бурлачук предложил следующее определение.

 

Определение Л.Ф. Бурлачука: Психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающей теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. 

 

Бодалев А.А. рассматривал психодиагностику как микроэксперимент, в котором в качестве независимой переменной выступает субъективный материал, а в качестве зависимой переменной – реакции испытуемых, которые подлежат дальнейшему обобщению и интерпретации.

 

 Роль психодиагностики в структуре психологического знания:

 

·         Теоретическая психология: Психодиагностика как наука - микроэксперимент; наука о разработке инструментария;

·         Практическая психология: психодиагностика как изучение процедуры обследования и способов постановки психологического диагноза;

·         Прикладная психология: профессиональная психодиагностика, психодиагностика в образовании.

 

В течение более чем векового развития психодиагностики сложились основные сферы применения психологических методик, которые могут быть обозначены как отрасли общей психодиагностики:

·   Образовательная психодиагностика использует те тесты, которые предназначены для измерения успешности усвоения учебного материала (тесты успешности);

·   Клиническая психодиагностика направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей больного (структурно-динамические особенности личности, отношение к болезни, механизмы психологической защиты и т.д.), оказывающих существенное влияние на возникновение, течение и исход как психического, так и соматического заболевания.

 

Связь психодиагностики со смежными дисциплинами

Психодиагностика находится на стыке предметной области того раздела психологии, который изучает феномен, подлежащий измерению. Особенно тесная связь – с дифференциальной психологией. Предметные области психодиагностики и дифференциальной психологи совпадают, но их разделяют по признаку

·         психодиагностика направлена на измерение индивидуальных различий;

·         дифференциальная психология ориентирована на познание, проникновение в сущность причин и следствий этих различий.

Психодиагностика, таким образом, рассматривается как «мост» между наукой и практикой.

 

В ряде случаев психодиагностика (как психологическое тестирование)  отождествляется с психометрией, которая включает весь спектр психологических измерений – от психофизических до личностных. Однако целесообразно использовать более узкое понятие, которое связано с измерением, осуществляемым с помощью тестов. В качестве такого понятия используется дифференциальная психометрия.

 

 

Психодиагностические методы

                                                                                                                        

 

 

Общепринято деление исследовательского метода на неэкспериментальный (описательный) и экспериментальный. Неэкспериментальный метод образует разные виды (методики) наблюдений, беседы, изучения продуктов деятельности. Экспериментальный метод основывается на направленном создании условий, обеспечивающих выделение изучаемого фактора (переменной) и регистрацию изменений, связанных с его действием.

Бурлачук предлагает выделять отдельный метод в психологии как метод постановки диагноза. Основной особенностью психодиагностического метода является его измерительно-испытательная, оценочная направленность.

Любая психодиагностическая методика (тест) должна  соответствовать требованиям надежности и валидности.

Психодиагностический метод конкретизируется в трех основных диагностических подходах:

·         объективный – диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа выполнения деятельнотси;

·         субъективный – диагностика на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания;

·         проективный – диагностика на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным материалом, становящимся объектом проекции.

 

Каждый из этих подходов представлен определенным набором методик