Психология: Основные направления - Психоанализ Зигмунда Фрейда
[Психология:Основные направления ]

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Полезная литература: 

Введение в психоанализ

 

      1. Краткая биография Фрейда (1856-1939).

 

            Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. в г. Фрайбурге, входившим в состав Австро-Венгрии (ныне - Чехословакия). Рос в буржуазной семье среднего достатка. В автобиографии он писал: "Мои родители были евреями, и я остался евреем". В 1873 году поступает на медицинский факультет Венского университета, где проявляет интерес к таким наукам, как сравнительная анатомия, гистология, физиология. С 1882 года работает врачом в отделении внутренних болезней Венской общей клиники, далее - в психиатрической клинике под руководством Мейнерта.

 

            В 1885 году уезжает на годичную стажировку к Шарко в клинику "Сальпетриер" (Париж). Там же овладевает методом гипнотерапии. По возвращении прослушал курс лекций по психологии философа Франца Брентано, после чего отмечает возникновение интереса к психической жизни человека и ее законам. Начинает заниматься вопросами патогенеза истерии, публикует первые клинические статьи, работает вместе с Брейером, в основном используя гипнотерапию. Параллельно продолжает исследования чисто неврологического характера (проблемы детского паралича, афазий, локализации мозговых функций).

 

            К 1895 г., совместно с Брейером, разработал метод гипнокатарсиса. После ряда клинических публикаций в 1895 году пишет монографию "Проект", в которой совершается первая попытка умозрительно разработать закономерности деятельности мозга человека.

 

            К 1901 году (год публикации монографии "Толкование сновидений") полностью отказывается от метода гипноза и разрабатывает оригинальную методику свободных ассоциаций. К моменту I Мировой войны 3.Фрейд сосредотачивается на разработке философских и историко-социологических аспектов жизни общества, т.е. начинает создавать "метапсихологическую" теорию.

 

            После оккупации нацистами Австрии подвергается преследованиям, домашнему аресту. По ходатайству ряда коронованных особ и крупному выкупу, заплаченному нацистам Международным союзом психоаналитических обществ, смог выехать в Лондон, где и скончался 23 сентября 1939 года. Не сумел вызволить из Австрии сестер, которые погибли в газовых камерах. В последние годы жизни страдал из-за мучительных болей (рак нижней челюсти).

 

 

 

    •  Основные понятия и принципы психоанализа:

 

            Принцип пандетерминизма. Принцип «психологического детерминизма» («принцип каузальности»). Всякое психологическое явление имеет причину и следствие. Нет случайного и иррационального, а есть непонятое. В частности, поведение человека в текущей ситуации во многом определяется событиями его прошлого (особенно – детства). Сознательные действия также часто определяются бессознательной мотивацией. 

 

            Концепция динамического бессознательного. Большая часть психической жизни человека им не осознаётся. Бессознательное является источником мотивов и побуждений, вместилищем первичных процессов психики

 

            Концепция стадий развития. Развитие психики происходит в соответствии с созреванием физиологического субстрата. Психические травмы (в том числе, депривации) могут привести к застреванию ребенка на определенной стадии и изменению всего дальнейшего хода развития.

 

           

 

            Модель структуры личности.

 

            Топологическая модель: психика делится на три неравных части – бессознательное, предсознательное и сознательное. Структурная модель: выделение структур Эго, Ид и Супер-Эго, расположенных в сознании, предсознательном и бессознательном..

 

            Ид — термин, который Фрейд использовал для обозначения той части психики, которая содержит примитивные желания, импульсы, иррациональные стремления, комбинации "страх-желание” и фантазии. Она ищет только немедленного удовлетворения и абсолютно "эгоистична”, функционируя в соответствии с принципом удовольствия. В когнитивном плане она довербальна, выражая себя в образах и символах. Она дологична, не имеет понятия о времени, морали, ограничениях или о том, что противоположности не могут сосуществовать. Фрейд назвал этот примитивный уровень познания, продолжающий жить в языке сновидений, шуток и галлюцинаций, первичным процессом мышления.

 

            Ид полностью бессознательно, но его существование и власть может быть выведены, тем не менее, из дериватов — мыслей, действий и эмоций.

 

            Ид «размыкается» на телесные, соматические процессы, так как психический аппарат зависит от всего организма. Плавно переходит в телесные структуры. Часть энергии, вырабатываемой в организме идет в соматические процессы, а часть аккумулируется в глубинах бессознательного. Эта энергия обеспечивает работу психического аппарата – например, процессы мышления, воли и т.п. Сначала Фрейд назвал эту энергию сексуальной энергией, то есть либидо, она поддерживает первое базовое влечение – Эрос. Позже Фрейд выделил энергию разрушительного влечения – мортидо (влечение к смерти - Танатос).

 

            В бессознательном хранится вытесненный травматический опыт, главным образом, ранний. Это «напрочь забытая» информация. По Фрейду никакой опыт, полученный человеком, не исчезает – он либо переходит в область бессознательного, либо хранится в сознательном в виде когнитивных переживаний. Эмоциональный опыт в бессознательном похож на нарыв – он «зреет» в течении определенного времени, а затем проходит в сознание «обходным путем» - например, в виде соматического симптома.

 

            Ид подчиняется гедонистическому принципу – Принципу Удовольствия. Жизненная задача его – реализация абсолютно всех своих влечений.

 

            Эго. Его основной принцип – это принцип реальности. Это наиболее точное отражение окружающего мира и самого человека, построение наиболее точной картины себя. Учитывается логика, время и прочее. В Эго содержится образ себя – Я-концепция. Человек стремится к непротиворечивой, позитивной, нетравматизирующей Я-концепции. Диссоциирующий опыт вытесняется в бессознательное.

 

            Эго – имя, которое Фрейд дал набору функций, позволяющих приспосабливаться к требованиям жизни, находя пути, доступные в пределах данной семьи, для управления устремлениями Ид. Эго развивается непрерывно в течение всей жизни, но наиболее быстро – в детстве, начиная с раннего младенчества. Эго функционирует в соответствии с принципом реальности и является колыбелью вторичного процесса мышления (последовательного, логического, ориентированного на реальность познания). Таким образом, оно является посредником между требованиями Ид и ограничениями реальности и этики. Оно имеет как сознательный, так и бессознательный аспекты. Сознательный – то, что большинство людей понимает под термином "Собственное Я” ("self”, сэлф, "самость”), или "Я”, в то время как бессознательный аспект включает в себя защитные процессы – вытеснение, замещение, рационализацию и сублимацию. Благодаря структурной теории аналитики открыли для себя новые пути в понимании некоторых типов патологии характера; а именно – каждый развивает защитные реакции Эго, которые могли быть адаптивными в детстве, но оказываются неадаптивными вне семьи.

 

            Фрейд ввел понятие "супер-Эго” для той части психики, которая наблюдает за происходящим в основном с точки зрения морали. Близкое по значению понятию "совесть”, супер-Эго одобряет нас, когда мы делаем лучшее, на что способны, и критикует, когда мы оказываемся ниже своих стандартов. Это часть Эго, хотя она и ощущается нами, как нечто отдельное. Фрейд полагал, что супер-Эго формируется в течение эдипова периода через идентификацию с родительскими ценностями, но современные аналитики находят его истоки гораздо раньше – в примитивных представлениях младенца о том, что хорошо и что плохо. Супер-Эго, подобно Эго, которому оно принадлежит, является частично сознательным и частично бессознательным. 

 

           

 

            Наличие защитных механизмов психики. Для защиты от тревоги и угроз целостности Я в структуре личности человека существуют механизмы психологической защиты, которые особым образом изменяют восприятие опыта человеком, либо препятствуют его восприятию.

 

            В бессознательной части Эго находится часть Я, обслуживающая его работу – бессознательные защитные механизмы.

 

1.      Вытеснение – перемещает травматический опыт в бессознательное и удерживает его там.

 

2.      Отрицание – не допускает травматический опыт в сознание.

 

3.      Рационализация – человек старается найти логически приемлимое объяснение опыту, чтобы сделать его менее травмирующим.

 

4.      Регрессия – личность в трудной ситуации начинает функционировать на более низком уровне развития. Начинает вести себя как ребенок, например.

 

5.      Проекция – диссоциированный опыт, находящийся в бессознательном, приписывается другим людям. Может выступать как основа эмпатии – если проецируются положительные качества.

 

6.      Сублимация – использование энергии влечений для решения социально одобряемых задач. Например, для творчества, спорта.

 

           

 

            Сопротивление: Механизмы, препятствующие осознанию травматического опыта,  изменениям, развитию процесса терапии. Виды сопротивления:

 

1.      Сопротивление-подавление – связано с вытеснением опыта и удержанием его в бессознательном. В этом случае работа «в лоб» бесполезна и приводит лишь к усилению сопротивления.

 

2.      Сопротивление-перенос – клиент испытывает определенные чувства в отношении аналитика, что мешает процессу анализа.

 

3.      Сопротивление, как вторичная выгода – симптом приносит определенные выгоды клиенту и тот, в процессе терапии доказывает, что он неизлечим, тем самым оправдывая наличие симптома. Часто симптом переживается как эго-синтонный (родственный, близкий собственному Я, не осознается как вредный). Нормальное переживание симптома – Эго-дистонное (чуждый Я, от которого хочется избавиться).

 

4.      Ид-сопротивление – сопротивление любым изменениям в выражении инстинктивных желаний, контролю над импульсивностью.

 

5.      Супер-Эго-сопротивление – связано с переживаниями вины и стыда. Служит основой негативной терапевтической реакции (появлении симптомов, различных ухудшениях в тех случаях, когда пациенту говорят, что терапия идет успешно).

 

           

 

            Понятие переноса. В ходе общения человек нередко испытывает по отношению к собеседнику те чувства, которые ранее испытывал по отношению к другому объекту – например, родителю. У другого человека в ответ могут возникать реакции контрпереноса, которые совпадают с эмоциональным состоянием собеседника, либо с реакцией объекта из прошлого.

 

            Виды переноса:

 

1.      Позитивный – перенос положительного отношения, эротических желаний на терапевта. Состояние влюбленности.

 

2.      Негативный – перенос агрессивных отношений, неприязни.

 

3.      Амбивалентный перенос – возникновение позитивного переноса, и затем развитие в качестве защиты от этого, негативного переноса.

 

            Перенос по-разному проживается разными типами пациентов – невротики чувствуют условность, неестественность чувств – следовательно перенос можно интерпретировать. Психотики – воспринимают перенос как искренние чувства и игнорируют интерпретации терапевта.

 

            Контрперенос – реакции терапевта в отношении клиента. В классическом психоанализе считались крайне вредными, поэтому необходимы супервизия и отстраненность терапевта.

 

            Два типа контрпереносов:

 

1.      Конкорданный  (согласующийся) – терапевт переживает те же чувства, что и клиент в отношении объекта из прошлого.

 

2.      Комплементарный (дополняющий) – терапевт переживает чувства, которые в прошлом испытывал объект по отношению к клиенту.

 

 

 

            Обязательное использование множества точек зрения для анализа явлений:

 

            Помимо вышеназванных аспектов, таких как структурная модель или стадии развития, можно отметить следующие точки рассмотрения:

 

            Топологическая модель психики: сознательное, бессознательное, предсознательное.

 

            Бессознательное – его содержимое недоступно сознанию, часто даже не подозревается его существование. Бессознательное служит источником мотивов, содержит вытесненную информацию. Аксиома – бессознательное не знает понятия времени, а значит события прошлого и настоящего не разделяются и существуют «здесь и теперь». Например, детские переживания. Бессознательное не подчиняется формальной логике и события связываются между собой причудливо и случайно, нелогично – например, через эмоции. В бессознательном отсутствуют понятия о социальных нормах, морали и нравственности. Бессознательное допускает кровные связи, гомо- и гетеросексуальные влечения. Человек изначально бисексуален.

 

            Сознательное имеет свойство переживания, предсознательное – это скрытое (латентное) бессознательное, но имеет возможность осознания.

 

 

 

            Психоэкономическая модель.

 

            Экономическая точка зрения на деятельность психического аппарата принимает во внимание количественную сторону, подход к душевной жизни с точки зрения траты энергии. Психоанализ предполагает, что влечения заряжены определенным количеством энергии, которая создает напряжение в организме, сопровождаемое неудовольствием, страданием. Под влиянием биологической тенденции к снижению возбуждения, организм стремится освободиться от страдания, снизить напряжение (различными путями - путем освобождения от идущих извне раздражений или удовлетворения идущих изнутри), чтобы добиться снижения тонуса возбуждения и испытать чувство удовольствия.    

 

            Таким образом, течение душевных процессов автоматически регулируется принципом удовольствия - страдания (принцип удовольствия), причем страдание соотносится с ростом напряжения, возбуждения, а удовольствие - с его спадом. Задача душевного аппарата с экономической точки зрения заключается в том, чтобы справиться с действующим в душевном аппарате количеством возбуждения и не допустить его до полного застоя.        

 

 

 

            Адаптационная модель – насколько явление адаптирует человека в внешним и внутренним условиям.

 

            Современные теории отношения добавляют дополнительные для рассмотрения. Например – объектные отношения.

 

 

 

            Психодинамическая модель. Анализ того, какие влечения движут человеком в определенной ситуации.

 

            Базовые влечения:    Эрос – первое базовое влечение, это влечение к жизни, сексуальное влечение, обуславливает притяжение одного человека к другому, заботу о продолжении.

 

            Танатос – второе базовое влечение – это влечение к смерти, стремление перейти в неорганическое состояние.

 

            Эти влечения присущи всем живым организмам – жизнь стремится выжить, но стремление неорганической природы – раздавить и уничтожить живое.

 

            Базовые влечения есть в каждом человеке, а значит неизбежен базовый конфликт. Поэтому – все люди «невротики». Внутри личности всегда есть запас тревоги, который поддерживают все три структуры. Эго порождает реалистическую тревогу, вызывает страх перед обстоятельствами жизни. Например – перед экзаменом. Тревога Ид порождает страх того, что влечения вырвутся наружу и человек не сможет с ними справиться. Тревога Супер-Эго – страх нарушения внутренних норм и связанного с этим, переживания чувства внутреннего стыда.

 

 

 

            Характерология.

 

            Классический психоанализ подходит к изучению характера личности двумя очень разными путями, вытекающими из двух предшествовавших им моделей индивидуального развития. Во времена фрейдовской теории драйвов были сделаны попытки понять личность на основе фиксации (на каком раннем этапе развития данный индивид был психологически травмирован?).

 

            Позднее, с развитием Эго-психологии, характер был переосмыслен как совокупность определенных механизмов защиты (какими способами данный индивид избегает состояния тревоги?). Последний подход к пониманию личности не противоречил первому; он позволил ввести ряд понятий и метафор для осмысления того, что подразумевалось под типом личности, и прибавил к концепции драйвов ряд предположений о том, как мы развиваем свойственные нам адаптационные и защитные реакции.

 

 

 

Техники психоанализа, развитие психоаналитического метода:

 

            Главная техника анализа – интерпретация. Аналитик выдвигает альтернативную точку зрения на происходящее. Иногда, но не всегда опираясь на конкретную теорию (например, Эдипов конфликт). Иногда достаточно просто указать на паттерн поведения. (например: в детстве, в настоящее время, здесь и сейчас). Также используются: конфронтация – аналитик высказывает суждение прямо противоречащее убеждениям клиента (реакция клиента может иметь диагностическое значение). Прояснение – аналитик старается, чтобы клиент максимально детально и недвусмысленно раскрыл содержание своих высказываний.

 

 

 

Этапы развития метода:

 

  1. Использование гипноза:

 

1.1.Сначала использовался гипноз с внушением (что должен делать/чувствовать пациент, выйдя из транса).

 

1.2.Гипноз без внушения, когда пациента в трансе просили рассказать о том, что предшествовало появлению симптома. Иногда после воспоминания симптом исчезал. Иногда нет. Это было связано с характером воспоминания – требовалось не просто вспомнить, а эмоционально заново прожить травмировавшую ситуацию.

 

  1. Второй этап – использование метода свободных ассоциаций. Появление метода связывается введением Фрейдом принципа пандетерминизма. Отсюда новая задача психоаналитика: помочь человеку осознать бессознательные мотивы его поведения.

 

2.1.Активная позиция психоаналитика – аналитик слушает пациента, просит его свободно ассоциировать по поводу определенных моментов и выдает интерпретации.

 

2.2. Пассивная позиция аналитика. Техника «кушетки». Пациент свободно ассоциирует, не видя аналитика. Ассоциирование может продолжаться многие годы. В конце аналитик делает развернутую интерпретацию, которая позволяет выявить и осознать проявления бессознательного.

 

  1. Третий этап. Анализ и интерпретации сопротивлений и переносов клиента.

 

 

 

Дополнительные техники:

 

  1. Поддержание или изменение аналитической структуры – сеттинга (плата за сеанс, регулярность встреч и прочее). Иногда это единственно возможная форма работы.
  2. Анализ сновидений – по сути, та же интерпретация. В снах существует проявленное и латентное содержание.