Психология: Основные направления - Профессиографирование. Структура психограмм и теория индивидуальности Б.Г. Ананьева.
[Психология:Основные направления ]

В самом общем виде профессиограмма определяется как "описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности", сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

 

На основании целей и задач, для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий, Е.М. Иванова выделяют следующие типы профессиограмм:
          1. Информационные профессиограммы (предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес).
          2. Ориентировочно-диагностические профессиограммы (служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми - эффективными - образцами организации трудовой деятельности).
          3. Конструктивные профессиограммы (служат для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала).
          4. Методические профессиограммы, которые служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т.е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы. Поскольку речь идет о рефлексии и организации собственной деятельности психолога, то, на наш взгляд, такие профессиограммы уместнее было бы назвать "методологическими".
          5. Диагностические профессиограммы, целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и "бюрократическом" уровне, а затем все это переводится на язык необходимых для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).

При этом А.К. Маркова выделяет основные требования профессиограмме:

o    четкое выделение предмета и результата труда (на что направлены главные усилия человека);

o    выделение не отдельных компонентов и сторон труда. а описание целостной профессиональной деятельности;

o    демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии;

 

 

Формула профессиипопулярная схема описания профессии. В основе –   4-х ярусная классификация профессий (Климов Е.А.)

1) типы профессий выделяются по предмету труда: природа - П; техника - Т; человек - Ч; знаковые системы - З; художественный образ - Х;

2) классы профессий - по целям труда: гностические - Г; преобразовательные - П; изыскательные - И;

3) отделы профессий - по средствам труда: ручные - Р; механические - М; автоматические - А; функциональные, т.е. возможности и функции организма, а также - теоретические средства - Ф;

4) группы профессий - по условиям труда: бытовой микроклимат - Б; открытый воздух - О; необычные - Н; моральная ответственность - М; экстремальные условия - Э.

 

Например, с помощью "Формулы профессий" можно было бы так "закодировать" профессию "повар": предмет труда - природа (П) и художественный образ (Х), цели труда - преобразовательные (П) и изыскательные (И), средства труда - ручные (Р) и функциональные (Ф), условия труда - необычные (Н).

Схема анализа профессий НИИ Профтехобразование:

1.      Социально-экономический раздел – история профессии, ее роль в народном хозяйстве, перспективы продвижения работника и т.д.

2.      Производственно-технический раздел.

3.      Санитарно-гигиенический раздел.

4.      Психофизиологический – набор ПВК, обеспечивающих успех.

Анализ этой схемы показал, что по 1, 2 и 3-ему разделам мы можем найти удовлетворительные данные для цели профконсультирования. А по 4-му – информация отсутствует.


Важным понятием в психологии труда является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качествами - ПВК.

Неспецифические ПВК – необходимые для всех профессий.

Для структуры индивида – энергетическая обеспеченность деятельности, физическая выносливость, подвижность НС, эмоциональная устойчивость.

Для структуры личности – общительность, аккуратность, наблюдательность и т.д.

Для структуры субъекта деятельности – скорость реакции, зрительная чувствительность, память, концентрация внимания.

 

На основе взаимодействия неспецифических ПВК формируется такое качество индивидуальности как готовность к труду.

К 15-16 годам развитие человека как индивида завершается, к 19-20 годам созревают структуры субъекта деятельности, позже всех наступает личностная зрелость. Т.е. у 15-летнего жизненный план не сформирован жизненный план. Зрелость личности определяется степенью сформированностью системы ценностей и мотивов.

 

Структура психограммы:

1.      Сенсорно-перцептивные пороги деятельности (точность и скорость восприятия).

2.      Когнитивные процессы.

3.      Моторные действия – скорость, ритм, сила, ловкость, время реакции, координация.

4.      Типологические особенности – сила, подвижность, уравновешенность, лабильность нервных процессов.

5.      Качество личности, способствующие успеху в работе.

В структуре психограммы используется широкий набор психических свойств, качеств. Однако затрудняется формирование образа профессии. Но для формирования образа профессии можно воспользоваться теории индивидуальности Б.Г. Ананьева:

Структура индивидуальности, по Ананьеву, выглядит многоступенчатой, многоуровневой:

1.      структура индивида – первичные свойства индивида – включают общесоматические, нейродинамические и билатеральные свойства организма и  вторичные свойства индивида: темперамент, органические потребности, задатки.

2.      На следующем уровне человек рассматривается как личность. Слагаемыми личностной подсистемы выступают: статус личности в обществе; социальные роли личности в зависимости от статуса; мотивы поведения в зависимости от целей и ценностей личности; отношения личности и ее мировоззрение; характер и склонности.

3.      Наконец, человек у Ананьева представлен и как субъект деятельности. Структура этой подсистемы складывается из определенных свойств индивида и свойств личности в зависимости от назначения деятельности.

 

Основой индивидуальности является гармония свойств индивида, личности и субъекта деятельности. Б.Г. Ананьев признавал между разноуровневыми характеристиками индивидуальности одно-многозначный тип детерминации. С этой точки зрения свойства низшего уровня выступают как общая причина, порождающая разнообразные свойства высшего уровня.