Психология: Основные направления - Проблема нормы психического здоровья в клинической психологии
[Психология:Основные направления ]

Вопрос о том, что есть норма, а что патология, чрезвычайно сложен, многоаспектен, не имеет однозначного решения. Как писал Братусь Б.С. «проблема нормы всегда выскальзывает из рук». Мы попытаемся представить основные точки зрения на проблему нормы психического развития.

Различные подходы к пониманию «нормы»

Пожалуй, самым расхожим остается для многих психологов и психиатров понимание нормы как:

1.      Во-первых, чего-то среднего, устоявшегося, не выделяющегося из массы;

             Статистическое содержание нормы: это уровень или диапазон уровней функционирования организма или личности, который свойственен большинству людей и является типичным, наиболее часто встречающимся. В этом аспекте норма представляется некоторым объективно существующим явлением. Статистическая норма определяется посредством вычисления среднеарифметических значений некоторых эмпирических (встречающихся в жизненном опыте) данных. Например, большинство людей не боятся оказаться в замкнутом пространстве и вступают в гетеросексуальные контакты, следовательно, отсутствие такого страха и отсутствие гомосексуальных контактов - это статистически нормально.

2.       во-вторых, как чего-то наиболее приспособленного, адаптивного к окружающей среде.

Однако многие психологи критиковали подобное понимание нормы. Неприятие статистических и адаптивных критериев нормы как достаточных звучит как в высказываниях классиков, так и в современных исследованиях. Например, еще Ломброзо писал: «нормальный человек – это человек, обладающий хорошим аппетитом, порядочный работник, эгоист, рутинер, терпеливый, уважает всякую власть, домашнее животное». А известный польский психолог-клиницист Домбровский высказывает такое мнение: «Способность всегда приспосабливаться к новым условиям и на любом уровне свидетельствует о личностной и моральной неразвитости, т.к. у такого человека отсутствует иерархия ценностей и элементы, необходимые для развития творчества».

3. Чтобы обойти эти сложности, исследователи используют разные приемы. Наиболее простой и часто встречающийся – это принятие негативных критериев нормы. Норма понимается как отсутствие патологии. Данный подход в лучшем случае очерчивает границы круга, в котором стоит искать специфику нормы, однако, сам на эту специфику не указывает.

4. Следующий подход в отношении нормы – культурный релятивизм, суть которого состоит в следующем: то, что вполне нормально для одной социальной группы, для другой выглядит как патология. С точки зрения этого подхода, норму вообще невозможно определить, так как каждый человек является одновременно членом многих социальных групп, которым соответствуют свои нормы.

С точки зрения экзистенциалистов и представителей течения антипсихиатрии (Р. Лейнг, Д. Купер и др.), определение нормы – негуманно в принципе. С их т.з., каста врачей беспрепятственно творит насилие над кастой больных. Цель наукообразных классификаций замаскировать социальные функции психиатрии, а именно функции репрессии, изоляции неугодных для общества лиц.

В научных кругах до недавнего времени, в основном, здоровье определялось через нездоровье, норма через аномалию.

5. Как реакцию на такой подход можно рассмотреть появление описательных критериев психического здоровья, в которых взамен психиатрической терминологии звучат общечеловеческие принципы и понятия (интерес к внешнему миру, наличие жизненной философии, чувство юмора, способность устанавливать душевные контакты с окружающими, целостность и т.д.). Плюс этого подхода: данный подход пытается выделить то позитивное, несводимое к психологическим понятиям, что несет в себе нормальная личность. В отличие от узкосимптоматических критериев представленных подходов здесь широко ставится вопрос о здоровье личности как о неком особом достоянии, полноте, а не об отсутствии патологии. Минус этого подхода: описания не соотносятся с психологическим категориальным аппаратом, следовательно не могут быть использованы научной психологией. Здесь также ничего не говорится о закономерностях развития личности. Отсутствует однозначность критериев. Например, что понимать под «целостностью» и т.д.

Подходы, которые мы рассмотрели, не дают убедительного ответа, на вопрос что такое «норма». Они либо отсылают нас к выраженной патологии (раз не болен, то здоров), либо к статистике (раз «как все», то нормален), либо к адаптивным свойствам (здоров, если хорошо приспособлен), либо к требованиям культуры (нормален, если исполняешь все предписания), либо к совершенным образцам (здоровье как атрибут выдающихся творческих представителей человечества).

Борис Сергеевич Братусь, профессор МГУ.

 

Много лет работал как психотерапевт со взрослыми и несовершеннолетними преступниками, наркоманами и алкоголиками. Разработал свою концепцию психического здоровья личности, которой пользовался в реальной психотерапевтической работе.

 

 

В своей концепции Братусь выделяет три уровня психического здоровья личности:

 

1-      уровень личностного здоровья ( или ценностно-смыслового здоровья).Он отвечает за определение общего смысла и назначения жизни человека, отношений к другим людям и себе.Система ценностей у личности, по Братусю, может быть здоровая либо патологическая. Ценности должны носить просоциальный характер (на благо социума), облегчать, а не усложнять жизнь других людей.

Пример: аномальной личностью будет то человек, у которого не представлена ценность «не убий»- ценность жизни другого человека.

 

Для реализации всех этих идей, представлений и отношений, представленных на первом уровне, необходима организованная активность человека, его деятельность «неизбежно несущая при  этом на себе Печать всех его индивидуальных особенностей, характерологических черт и свойств». Это и есть:

2-      Уровень индивидуально-психического здоровья. Здесь рассматриваются волевые, когнитивные, эмоциональные механизмы реализации смысловых устремлений личности. Главное - рассматривается способность человека выбрать цель, реалистически оценить ситуацию, выбрать адекватные способы достижения цели.

Пример: у киллера и у того, кто строит дом, может быть по-разному развита способность разрабатывать программу.

Второй уровень достаточно автономен от первого.

 

3-      Уровень психофизиологического здоровья. То есть, нормальны или аномальны психофизиологические механизмы реализации второго и первого уровней. Этот уровень в принципе делает психические процессы возможными и обуславливает особенности их протекания.

Пример: у человека отсутствует зрение либо снижен слух, но при этом его отличает сильная воля и система ценностей его просоциальна.

 

Все уровни взаимосвязаны, но при этом достаточно автономны друг от друга. Опираясь на эту относительную автономность, Братусь строит систему моделей:

 

 Модели нормальной личности:                   Модели аномальной личности:

1личност.   2индив.   3 психофизиол.  |        1личност.   2индив.   3 психофизиол.

Уровни психич. здоровья личности     |         Уровни психич. здоровья личности

                                                                 |

                                                                 |

1.         N               N               N                     |           A                     A                     A

                                                           |

2.         N               A               N                     |           A                     N                     A

                                                           |

3.         N               N               A                     |           A                     A                     N

                                                           |

4.         N               A               A                     |           A                     N                     N

 

В данной схеме N соответствует норме, A – аномалии.

 

Эта абстрактная схема нужна как некое руководство для терапевтической работы.

Пример: в следственном изоляторе психолог работает с преступником ANA и стремится превести, трансформировать аномальную (А) ценностно-смысловую сферу в нормальную (N), и модель психического здоровья преступника стала бы NNA.

 

Критерии личностного здоровья по Борису Братусю:

N

A

1. Как личность относится к другому человеку, другим людям.

Для нормальной личности другой человек является целью, то есть другой человек интересует личность безотносительно к его собственным задачам. Важны особенности другого человека, он ценен сам по себе, своей уникальностью.

Отношение к другому человеку как к средству достижения каких-то целей данной личности (пока человек нужен и полезен, он нам необходим, но когда он перестал помогать, его можно «отбросить» как ненужный инструмент).

2. Эгоцентризм / децентрация

Децентрация: личность не замыкается на себе, живет интересами многих людей, учитывает их.

Эгоцентризм: человек думает и знает только себя, собственные потребности, а интересы и потребности других людей не учитывает

3. Характер жизнедеятельности, способы ее осуществления

Характерен творческий характер жизнедеятельности: у нормальной личности есть определенный замысел о самой себе, о том, какую жизнь она должна прожить, чего достигнуть.

Характерен реактивный способ жизнедеятельности: у Личности нет абсолютно никакого замысла о себе, представлений о собственной жизни, и в силу этого она зависит от обстоятельств и других людей. (Таких людей часто зовут «перекати поле»)

4. Отношение к свободе

Для норм. личности характерна потребность в так называемой «позитивной» свободе (свобода для), то есть личность стремится освободиться от рутинных норм и правил, чтобы самостоятельно, творчески, дисциплинированно реализовывать свой собственный жизненный замысел.

Характерна потребность в «негативной свободе» (свобода от). В этом случае личность стремится освободиться от норм и правил, но не для чего-то, а освободиться, чтобы ничего не делать. (плевать в потолок, бить баклуши и т.п.)

5. Особенности волевой сферы

Характерна развитая воля: Это подразумевает (по Герберту Спенсеру)

  • способность личности к целеполаганию
  • спос-сть разрабытывать программу достижения цели
  • выбор средств для достижения цели – как внешних, так и внутренних
  • спос-сть к преодолению препятствий на пути к цели
  • умение осуществлять контроль деятельности

Контроль может быть двух видов:

- по результату (полученный в итоге результат сопоставляем с целью)

- пошаговый контроль (каждую операцию сопоставляем с пошаговым планом достижения цели)

Характерно безволие, которое может носить тотальный характер (абсолютное безволие, человек не может даже поставить цель) или парциальный (частичное безволие, слабая воля).

6. Вера в себя

Для нормального человека характерна уверенность в том, что мои замыслы о себе могут быть реализованы, и эта вера делает личность более активной в реализации собственных замыслов.

Неуверенность в себе, безверие, человек не может творчески организовать собственную жизнь, считает, что так всегда и будет и он не сможет ни с чем справится.

7. Ответственность

Характерна внутренняя ответственность за собственную жизнь, реализацию своих замыслов. Внутренняя, означает, прежде всего ответственность перед самим собой. С этой точки зрения нормальная личность никогда не станет употреблять наркотики.

Отсутствие внутренней ответственности перед собой и ответственности перед другими людьми. Человек может приносить вред себе и окружающим. То есть для аномальной личности характерна безответственность.

8. Критерий, связанный со смыслом жизни

Характерна деятельность смыслообразования. Нормальная личность стремится искать смысл в любой своей деятельности и сквозной смысл всей жизни. Человек всегда отдает отчет, ради чего он это делает, каков личностный смысл его действия.

Характерно отсутствие всяких побуждений к поискам смысла жизни.