Психология: Основные направления - Проблема исследования больших групп в социальной психологии. Виды больших групп
[Психология:Основные направления ]

Понятию большие социальные группы нельзя дать чисто количественное определение. Они имеют качественные черты, отличающие их от малых групп, что определяет специфику их исследования. В первую очередь стоит отметить, что большие группы включают в себя две разновидности:

1.      Стихийные группы – это кратковременное объединение большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но, тем не менее, собравшихся вместе по какому-то определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. В строгом смысле такую общность нельзя называть группой, так как она возникает стихийно, существует недолго, не всегда осознает свои цели. К таким «группам» относят толпу, массу, публику.

2.  Устойчивые группы представляют собой образования, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений и потому долговременные в своем существовании. Далее, говоря об исследовании больших социальных групп, мы будем иметь в виду именно устойчивые группы.

Особенностью, отличающей большие социальные группы от малых, можно назвать особые элементы в структуре их психологии. Эти элементы большинство исследователей делят на две группы:

1) психический склад как более устойчивое образование. К нему относят специфические регуляторы поведения, характерные только для больших групп, а именно, нравы, обычаи, традиции. Кроме того, к психическому складу относят такие образования как национальный или социальный характер, образ жизни, и связанные с ним ценности, вкусы и т.д. Для больших групп характерно наличие специфического языка (национальный язык, проф. жаргон и т. д.)

2) эмоциональная сфера - динамическое образование. В нее входят интересы, потребности, настроения.

В силу того, что большие группы имеют свои особые черты, специфика присутствует и в их исследовании.

Исследование больших социальных групп сопряжено с рядом трудностей. Во-первых, это связано с тем, что в истории социальной психологии нет устоявшейся традиции исследования больших групп. Ряд исследователей, особенно зарубежных, вообще считают, что этим должны заниматься социологи, а не психологи. Тем не менее, наши исследователи утверждают, что изучение больших групп - очень важный раздел социальной психологии. По сути, для малых групп, большие - являются контекстом, влияющим на нормы, ценности, способы взаимодействия внутри группы и т. д. То есть, вслед за Дилигенским можно сказать, что «содержание социально значимых черт человеческой психики формируется именно на макросоциальном уровне». Более того, большие группы задают не только черты психики отдельного человека, но и определяют смысл его существования.

Во-вторых, трудности в исследовании больших групп возникают в связи с отсутствием такого богатства методик изучения, каковое имеется в отношении малых групп. Это закономерно, в силу недостаточной разработанности проблемы в психологии. Тем не менее, можно назвать ряд методов, которые применяются для изучения больших групп:

                   Это методы других наук. Методы этнографии, которые применяются для анализа нравов, традиций, обычаев. В частности, это сравнительные исследования. Методы социологии, а именно различные приемы статистического анализа, позволяющие выявить корреляции между различными общественными явлениями. Методы языкознания, использующиеся для анализа языка групп.

                   Особый метод в исследовании больших групп был разработан во французской психологической школе. С. Московичи была предложена концепция «социальных представлений». Социальное представление – это обыденное представление какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях. С их помощью каждая группа конструирует свой образ социального мира. Изучение большой группы строится на анализе социальных представлений, присущих данной группе.

В-третьих, трудности исследования больших групп связаны с включенностью наблюдателя в эти группы, невозможностью выйти за их пределы.

В-четвертых, ограничены возможности экспериментального исследования. При исследовании больших групп возможен только мыслительный, логико-теоретический эксперимент.

К большим устойчивым социальным группам относят различные общности. При этом выделяют группы, которые в первую очередь объединены общностью объективных социальных характеристик: социальные классы, слои, этносы, профессиональные группы. Так же сюда можно отнести демографические совокупности (например, молодежь, женщины), в том случае если их объединяет общность специфических социальных ролей, определенное место в социальной структуре. Их психологическая общность вторична по отношению к объективным связям. Другие группы возникают и существуют в силу сознательного стремления людей к объединению на основе общих целей или ценностей. Конечно, они также имеют объективную почву, но она вторична по отношению к субъективно психологической общности. Это группы единомышленников: общественные движения, политические партии, конфессиональные группы…

Рассмотрим подробнее некоторые виды больших социальных групп:

1)       Этносы. Это достаточно хорошо изученный вид групп. Выделяется специальная отрасль их исследования на стыке психологии и этнографии – этнопсихология. Этническая принадлежность индивида фиксирует определенные характеристики той микросреды, в условиях которой формируется личность. Усвоение опыта, накопленного в ходе исторического развития своего народа, является важным содержанием процесса социализации. Через ближайшее окружение личность приобщается к специфике национальной культуры, традициям, обычаям. Этнические группы формируют механизм самосознания, самоопределения личности.

Этнос рассматривают как общность, которой присущи специфические культурные модели, связанные с активностью человека в мире. В силу этого люди одного этноса обладают типичным поведением и коммуникационными моделями. Модели регулируют отношения между людьми в группе и между группами. Культурные модели способствуют поддержанию уникальности этноса в течение столетий.

Этнос может быть рассмотрен через понятие «традиция». С традициями связано традиционное сознание, существование этнической картины мира.

Существуют попытки исследования национального характера. Можно говорить о выраженности той или иной черты у представителей одного этноса. Существуют исследования по выявлению преобладающих типов темпераментов в рамках этноса. Однако подобные исследования вызывают много спорных вопросов. В обыденном сознании также складываются стереотипы относительно специфических психологических черт того или иного этноса. Этнические стереотипы возникают в силу ограниченности межэтнического общения, и могут затруднять межэтническое взаимодействие.

2)       Социальные движения – это свободно организованные коллективы, действующие совместно в неинституциализированной форме для того, чтобы произвести изменения в обществе. Из определения видно, что социальные движения не так организованны, не так стабильны как политические партии и прочие группы. С другой стороны, они более интегрированы и существуют дольше, чем толпы, массы, сборища. Таким образом, они занимают некоторое промежуточное положение между стихийными и устойчивыми группами.

Подчеркивается тесная связь между социальными изменениями и социальными движениями. Их целью может быть введение в общественную жизнь новых элементов (новые привычки, законы, институты), либо заперт на введение законов, попытка остановить различные процессы (ухудшение экологической обстановки, рост преступности). Таким образом, возникновению социальных движений предшествуют определенные социальные процессы, а они в свою очередь вызывают последующие социальные процессы.

Выделяют различные типы социальных движений.

I.                   По масштабам предполагаемых изменений:

1.      реформистские

2.      радикальные.

II.                По качеству предполагаемых изменений:

1.      ориентированы на будущее, прогрессивные (Стремятся создать новые институты, новые законы, внедрить новый образ жизни);

2.      обращены в прошлое, консервативные (Стремятся восстановить прежние институты, законы, образ жизни и верования)

III.             По отношению к целям предполагаемых изменений:

1.      Социополитические движения (хотят изменить социальные структуры)

2.      Социокультурные (хотят изменить личность)

и ряд других классификаций…

Социальные движения имеют определенную внутреннюю динамику, в рамках которой выделяют 4 основные стадии:

1.           Возникают в определенных исторических условиях (социальная напряженность). Имеет место инициирующее событие (само по себе может быть незначительным), с которого начинается «карьера» движения.

2.           Фаза мобилизации. Первая волна рекрутирования включает тех, кто наиболее подвержен влиянию условий, с которыми хотят бороться. Постепенно, к движению подключаются и те, кто просто ищет смысла в жизни. А также те, кто хочет получить от движения материальные выгоды. Таким образом, людей в структуре удерживают разные виды связей. Есть активисты, последователи, попутчики… Для мобилизации людей огромное значение имеют харизматические лидеры. Они сплачивают группу, заражают энтузиазмом, вдохновляют на подвиги.

3.           Структурное совершенствование, в ходе которого происходит оформление организации.

Сначала возникают общие идеи, верования, общее мировосприятие. Затем – закрепляются нормы, регулирующие жизнь группы. Затем – возникновение организационной структуры, и иерархии, власти.

В ходе этого процесса нередко происходит смещение целей, возникновение олигархии и другие патологические процессы.

4.           Завершение «карьеры». Либо движение побеждает, добившись своих целей, и распадается за ненадобностью. Либо подавляется, разрушается изнутри, терпит крах.