Психология: Основные направления - Принципы и этапы патопсихологического исследования
[Психология:Основные направления ]

Патопсихология (Б. В. Зейгарник) – область психологии, изучающая закономерности распада (механизмы) психической деятельности и свойств личности при психической патологии в сопоставлении с закономерностями протекания психических процессов в норме.

В работе патопсихолога принято выделять две основные задачи (по Сафуанову Ф.С.) и две дополнительные:

1. Участие в дифференциальной диагностике того или иного психического расстройства;

2. Исследование и описание степени выраженности психических расстройств.

3. Выявление структуры нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности.

4. Определение установок испытуемых по отношению к исследованию и ситуации экспертизы:

§  Симуляция - осознанное предъявление несуществующих признаков;

§  Аггравация – осознанное преувеличение незначительно выраженных признаков психических нарушений;

§  Метасимуляция – осознанное предъявление симптоматики когда-то перенесённого заболевания, которого сейчас нет.

§  Сюрсимуляция – страдает одним заболеванием, а предъявляет картину другого (изображение психопатических симптомов, не свойственных имеющемуся заболеванию).

§  Диссимуляция – сокрытие, утаивание заболевания.

Важно подчеркнуть тот момент, что психологический эксперимент должен актуализировать не только умственные операции больного, но и его личностное отношение

 

Принципы патопсихологического эксперимента:

1.      Принцип моделирования обычной психической деятельности: вычленяются основные психические акты и действия человек, и провоцируется (организуется) выполнение этих действий в непривычных, несколько искусственных условиях.

Психологическое исследование в клинике может быть приравнено к "функциональной пробе" — методу, широко используемому в медицинской практике и состоящему в испытании деятельности какого-нибудь органа. В ситуации психологического эксперимента роль "функциональной пробы" могут играть те экспериментальные задачи, которые актуализируют умственные операции, которыми пользуется человек в своей жизнедеятельности, его мотивы, побуждающие эту деятельность. Суть  исследуемого психического процесса не должна зависеть от намерений больного, должна быть во многом скрыта от него. Это достигается с помощью измененной мотивировки задания.

Моделируемый психический акт или процесс должен быть претворён в эксперименте в иначе мотивированное, простое, доступное разумению психического больного человека действие.

2.      Особенности применения психодиагностических методик:

ü  Наиболее предпочтительным является качественный анализ данных, который должен дополнять применение психометрических средств;

ü  Проведение каждой методики целесообразно дополнять расспросом, выясняющим ход рассуждений больного (способ выполнения задания), его отношение к происходящему, преобладающие мотивы действий, тип и характер ошибок;

ü  Большинство патопсихологических методик обладают широким диапазоном применения и позволяют исследовать сразу несколько психических функций. (Например, «Пиктограмма» - даёт возможность выявить особенности мышления, ассоциативные процессы, проекцию основных личностных детерминант, особенности эмоциональной сферы).

ü  Допустимо изменять направленность методики путём изначальной корректировки инструкции для уточнения диагностических гипотез. (Например, счёт по Крепелину – вопросы типа «Вы уверены в ответе?», «Могли бы вы работать быстрее?» позволяют исследовать не только умственную работоспособность, но и помехоустойчивость, склонность к дезорганизации психической деятельности, особенности личностных реакций в условиях дефицита времени и эмоциональной напряжённости).

3. Принципы обучающего эксперимента, в котором учитываются реакция больного на подсказки, возможность регламентации подсказок, возможность экспериментатора вмешаться в "стратегию" эксперимента, чтобы обнаружить, как больной воспринимает "помощь" экспериментатора, может ли он ею воспользоваться.  Это даёт возможность обнаружить не только структуру измененных, но и оставшихся сохранными форм психической деятельности больного.

4. Эксперимент требует точной и объективной регистрации фактов. Протокол является «душой» эксперимента.  Общей для многих методик формой является следующая:

Экспериментатор

Действия больного

Высказывания больного

 

Этапы инструкции, реплики, вопросы и замечания, критические возражения, прямые разъяснения, подсказывающие реплики.

 

Устные высказывания, ответы и пояснения больного. Как принимает помощь: сразу спохватывается и исправляет ошибки, оспаривает возражения, считает равновероятным свой собственный неправильный ответ и ответ, подсказанный экспериментатором.

 

Поэтому патопсихологический эксперимент направлен не на исследование и измерение отдельных процессов, а на исследование человека, совершающего реальную деятельность. Он направлен на качественный анализ различных форм распада психики, на раскрытие механизмов нарушенной деятельности и на возможности ее восстановления.

Патопсихологический эксперимент является, по существу, взаимной деятельностью, взаимным общением экспериментатора и испытуемого. Поэтому его построение не может быть жестким. Иными словами, ситуация патопсихологического эксперимента — это отрезок реальной жизни.

Этапы патопсихологического обследования:

Патопсихологическое исследование включает в себя ряд компонентов: эксперимент, беседу с больным, наблюдение, анализ истории болезни, сопоставление экспериментальных данных с историей болезни. Чрезвычайно важно (хотя в силу объективных обстоятельств это не всегда возможно) проводить исследование в динамике, т.е. через год—два.

1 этап: Знакомство с историей болезни, которая представляет собой медицинский и психологический документ, где собраны сведения, характеризующие жизненны путь больного человека, типичные для него способы общения и разрешения конфликтов, круг его интересов и многое другое.

2 этап: проведение психологического исследования, в процессе которого «заочное» представление о человеке верифицируется и дополняется.

После того, как завершено исследование и имеется подробнейший протокол со всеми ответами и репликами испытуемого, следует перевести «сырой», «первичный» материал в систему психологических понятий.

1 шаг – отделение стандартных, малопроективных решений от ответов, отличающихся своеобразием или эмоциональной окрашенностью.

2 шаг -  оценка их через призму «базового уровня» испытуемого (полученное образование, профессиональные навыки, сформированный стиль мышления и речи).

3 шаг – перевод «сырых» ответов в плоскость патопсихологических понятий (ответ испытуемого, как совокупность актуализируемых признаков предметов\явлений делится по трём параметра: уровень обобщения, качество признака, субъективность или эмоциональная окрашенность признака).

3 этап: сопоставление полученных данных с имеющимися знаниями о типичных для этой группы больных вариантах динамик личностных изменений и особенностей психики.

Беседа состоит из двух частей.

·         Первая часть — это беседа в узком смысле этого слова, когда экспериментатор разговаривает с больным, не проводя еще никаких экспериментов, т.е. беседа осуществляется до экспериментальной работы с больным и после эксперимента.

Она всегда зависит от поставленной задачи (либо врач ставит перед психологом определенную практическую задачу, либо задача не поставлена, надо посмотреть этого "очень сложного больного").

Не следует начинать свою беседу с больным с вопросов: бывает ли у него бред, есть ли галлюцинации? Если во время беседы он сам заговорит об этом, то тогда следует об этом с ним поговорить. Необходимо очень тонко подойти к вопросу о его состоянии. Если больной депрессивен, и это известно из истории болезни, тоже не следует начинать разговор о его депрессии, надо начинать разговор издалека, например спросить: как он себя сегодня чувствует? Не трудно ли будет ему сегодня поработать, потому что вы хотите проверить его память?     

Главное, надо знать и всегда помнить, для чего послан к психологу данный больной-испытуемый.

·         Вторая часть беседы — это беседа во время эксперимента. Общение с больным может быть вербальным, т.е. экспериментатор что-то говорит испытуемому, указывает, подсказывает, хвалит или, наоборот, порицает, может быть и в невербальном плане.

Беседа, и эксперимент должны содержать элементы деонтологии. Например, если больной плохо решает задачи (допустим, что беседа происходит в конце эксперимента), то необходимо с ним побеседовать и ободрить, сказав, что "вы сделали такие-то и такие-то ошибки. Но в общем их у вас было не очень много", или что больной "плохо решал задачу, но все-таки довел ее до конца, использовав подсказку, и это естественно. Так бывает и у здоровых людей". Элементы психотерапевтического отношения всегда должны присутствовать, но это не должно превратиться в соболезнование.

Наблюдение не должно носить навязчивого характера. Наблюдение является не отдельным, а дополняющим экспериментальным приемом; оно включено в структуру самого эксперимента. Экспериментатор и испытуемый являются связанными общением в ситуации эксперимента как реального пласта жизни.

4 этап: написание заключения, патопсихологический анализ.

Заключение составляется как ответ на поставленный клинический вопрос. Существует некоторая вешняя схема, но основная часть содержания заключения не поддаётся никакой унификации.

  1. В одной или двух фразах описываются жалобы больного на состояние умственной работоспособности, памяти, внимания, утомляемости, но не жалобы на состояние здоровья в целом.
  2. Описательная характеристика того, как больной работал.
  3. Наиболее содержательная часть, которая отвечает на конкретный вопрос клиники.

Констатирующая часть, содержит данные, имеющие диагностическое значение, но не содержит суждений о диагнозе.