Психология: Основные направления - Понятие об абсолютных порогах чувствительности . Методы измерения абсолютных порогов.
[Психология:Основные направления ]

Абсолютный нижний порог ощущения или порог чувствительности данной модальности – физическая величина раздражителя, соответствующая границе между стимулами, вызывающими и не вызывающими субъективное ощущение. Переход от невоспринимаемого стимула к воспринимаемому стимулу происходит скачкообразно. Если воздействие уже почти достигло порогового значения достаточно едва изменить величину стимула, чтобы он из невоспринимаемого превратился в воспринимаемый. Пороги:

1) зрение – способность воспринимать ясной темной ночью пламя свечи на расстоянии до 48 км.

2) слух – тиканье ручных часов в полной тишине на расстоянии до 6 м.

3) вкус – ощущение присутствия 1 ч. ложки сахара в растворе, содержащем 8л. воды.

4) запах – ощущение наличия духов при одной их капле в помещении из 6 комнат.

5) осязание – ощущение движения воздуха, производимого падением крыла мухи на поверхность кожи с высоты около 1 см.

 

Методы изучения абсолютных порогов. 3 классических метода Фехнера, 3 современных.

1) Метод минимальных изменений (пределов границ). Испытуемому через определенные промежутки времени после предупредительных сигналов другой модальности предъявляются сенсорные раздражители. Задача – определить, воспринимает испытуемый стимул или нет. Нисходящая серия – раздражитель уменьшается, восходящая – наоборот. Определяются границы между различимым и неразличимым раздражителем. За пороговое значение принимается среднее значение интервала между ощущаемым и неощущаемым раздражителем. Как правило серии многократно чередуются, а значение порога соответствует среднему арифметическому значению нескольких серий. Стратегия ожидания – в восходящей серии испытуемый не слышит, но ждет сигнал и ему кажется, что он слышит. Стратегия привыкания – в нисходящей серии наоборот.

Требования к методу: Шагов не должно быть слишком много или мало (10-20 шагов). Необходимо выбирать оптимальную величину шага. Точку отсчета надо менять. Должна быть тренировочная серия.

2) Метод постоянных раздражителей (метод константы). Раздражители даются в случайном порядке. Метод избавлен от стратегии привыкания и ожидания. Считается количество слышимых результатов и отрицательных результатов. Вероятность обнаружения сигнала =N(+) / ( N(+) + N(-) ). По результатам нескольких серий строится психометрическая кривая - кривая, описывающая изменение ощущений. Пороговая точка определяется при экстраполяции на ось абсцисс значения психометрической кривой, соответствующей 50%ой вероятности (Р=0,5)

3) Метод средней  ошибки. Активный метод исследования. Испытуемый крутит рукоятку (ручку) прибора, чтобы добиться появления (восходящая серия) или исчезновения (нисходящая серия) сигнала. Экспериментатор фиксирует эти пороги, отсекает тренировочные серии из-за слишком большого размаха вариаций. Суммируя значения верхних точек и делит  на их количество затем все нижние точки. Средние значения верхних и нижних точек суммируются и делятся на 2, получают среднее значение, т.е. абсолютный порог.

4) Метод «да – нет» почти как №2. Даются ловушки – после предупреждающего сигнала раздражитель не дается. В связи с этим ответы испытуемого включают в себя не только обнаружение или необнаружение сигнала – вероятности P(Y/s) и P(N/s), но и случаи ложной тревоги P(Y/n), когда испытуемый обнаруживает сигнал в пустой пробе. По результатам опыта строятся кривые РХП (рабочая характеристика приемника) в координатах P(Y\s)=f(P(Y/n)).

5) Метод оценки. Похож на «да-нет». Включает в себя сигнальные и пустые пробы. Оценка сигнала дается не по двухкатегорийной (да-нет) шкале, а по шкале включающей в себя большее число категорий (обычно 5-7). При этом оценочные категории могут быть как количественными, так и качественными (вербальное описание типа «стимул был», «скорее всего был», «возможно был» и т.д.). В обработке приходится определять вероятности P(Y/s) и P(Y/n) для каждой категории ответов. В остальном – как в «да - нет».

6) Метод вынужденного выбора. Включает в себя пробы с несколькими интервалами наблюдения. Задача испытуемого – назвать интервал, в котором присутствовал стимул.  Обработка в целом аналогична «да-нет».