Психология: Основные направления - Основные этапы развития человека как субъекта труда.
[Психология:Основные направления ]

«Субъект Sb труда» - подчеркиваем роль человека как инициатора активности. Oбъект труда - приемник деятельности (социальный объект, человек), то, на что направлена активность. Прежде чем человек станет S труда, он должен пройти многоэтапный процесс телесного и духовного развития.

Направления развития:

1.Ориентировка S в Обществе (приобретение более широкой ориентированности в окружающей среде, при этом может использовать не только личный опыт, но и опыт всего человечества).

2.Развитие ориентированности человека в мире профессий .

3.Должны развиться регуляторы жизни, трудовая направленность личности. (человек - система с/регулирующаяся, важнейшие психорегуляторы активности - потребности, интересы, идеалы…,т.е. направленность личности. Стратегическая активность (не ситуативная)->формирование трудовой (проф) направленности.)

4.Усвоение средств деятельности (1.Внутр.ср-в –функциональные свойства, 2.ср-в м/личностного взаимодествия).

5.Развитие личностных психологических качеств и спосбностей--->обеспечивают ориентировку в среде и развитие направленности человека и развитие исполнит.операций.

6.развитие знаний S о себе, знание своей S-ти--->решение типичных жизненных задач, формирование индивидуального стиля деятельности.

Возрастное развитие Человека Как субъекта труда. Периодизация Климова (основа – периодизация Эльконина). Стадии:

1.      Ст. ПРЕДИГРЫ (0-3года). Занимает 5% времени (100%- весь цикл трудовой деятельности). Происходит освоение функций восприятия, движения, речи, осваиваются правила поведения; манипуляции с орудиями действия.

2.      СТ. ИГРЫ(3 - 6-8 лет) -7% от цикла Т.Д. Человек осваивает основные смыслы человеческой деятельности через сложную ролевую игру. Развиваются мотивы, способность к самооценке, к волевым усилиям, но усилия направлены на достижение привлекательных целей. В играх ребенок хочет быть кем-то, появляется театр профессий. Формируется готовность к школьному обучению.

3.      СТ. ОВЛАДЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ (6-8 – 11-12).7%ТД. Интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, произвольная регуляция деятельности, развивается способность действовать «про себя». Происходит освоение новых социальных требований.

4.      СТ. ОПТАЦИИ – подготовка к труду. (11-12 – 14-18 лет). 8%ТД. Происходит освоение социально значимых представлений, идеалов, ценностей, образцов построения жизни. Усвоение взрослых образцов общения с товарищами. СТ. завершается формированием реалистического представления о некоторой референтной проф. Общности., в которую подросток включает себя в будущем – формирование сознательных, твердых решений.

5.      СТ.АДЕПТА – ст. профессиональной подготовки.

6.      СТ.АДАПТАНТА – ст. вхождения в профессию после обучения. ( от нескольких месяцев до 2-х – 3-х лет).

7.      Ст. ИНТЕРНАЛА - вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги. Работника коллеги воспринимают как своего.

8.      СТ. МАСТЕРСТВА – работник лучший среди обычных.

9.      СТ. АВТОРИТЕТА – работник лучший среди мастеров.

10.  СТ. НАСТАВНИКА – высший уровень работы специалиста. Он становится учителем, способен передать лучший опыт своим ученикам. Это педагогический уровень, обеспечивающий преемственность и сохранение лучшего. Наставник является носителем культуры.

Периодизация проф. развития Д.Сьюпера:

  1. Эт. Роста – развитие основных интересов и способностей Человека. (0 -14 лет).выстраиваются представления о профессии, осознаются собственные интересы, способности.
  2. Эт. Разведки – исследование своих сил.(14 -25 лет).апробация своих сил в различных видах деятельности. Временное занятие профессией. Человек продолжает активный поиск и осваивает способы самостоятельной жизни. Завершается этап апробированием профессии.
  3. Пробный этап. (25 – 30 лет). Человек пробует себя в качестве полноценного специалиста и конкурирует с более опытными работниками. Стремление к успеху – важнейший стимул высокой производительности труда и личного успеха.
  4. Эт. Стабилизации. (30 – 44 года). Утверждение себя в качестве надежного преуспевающего специалиста, упрочнение своих позиций в обществе, в фирме.
  5. Этап поддерживания – сохранение достигнутых позиций. Человек стремиться создать устойчивое проф. и соц. положение.Решается вопрос – состоится ли карьера?
  6. Этап спада – снижение проф. и соц. активности.

Периодизации – Климова и Сьюпера - различия общества. В американском обществе больше времени предоставляется на обдумывание и пробу своих сил. В современном западном обществе удлиняется период детства и подростковый период. На западе основной критерий перехода от одной стадии к другой – готовность Человека Пересматривать свою систему ценностей, смысл своей жизни и проф. деятельности.