Психология: Основные направления - Определение и функции группы. Понятие малой группы. Индивид в группе.
[Психология:Основные направления ]

С точки зрения социальной психологии, группа это реально существующее образование в котором люди собраны вместе, объединены общим признаком, совместной деятельностью или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства. Они определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. С точки зрения социологии - главное отыскать критерий различения групп (религиозные, этнические, политические), как вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе. Для социально-психологического подхода характерна немного другая точка зрения Выполняя различные социальные функции человек является членом многочисленных социальных групп, формируется как бы на пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются различные групповые влияния. Социальная психология определяет, какова будет равнодействующая этих влияний, которая определяет содержание сознания личности, объективное место личности в системе совместной деятельности. Здесь в большей мере характерен не простой поиск объективных критериев для различения реальных социальных групп, а рассмотрение лишь самого факта наличия некоторого множеств, границ, в условиях которого протекает деятельность личности.

            В социальной психологии – объединение этих 2 подходов. Фокус анализа – содержательная характеристика реальных социальных групп, проявление специфики воздействия на личность конкретной социальной группы, а не просто анализ механизма такого воздействия. Значимость группы для личности прежде всего в том, что группа – определенная система дея-ти, заданная ее местом в системе общественного разделения труда и потому сама выступает субъектом определенного вида дея-ти.

            Можно выделить некоторые черты, свойственные группе как субъекту дея-ти: 1 - групповые интересы, 2 - групповые потребности, 3 – групповые нормы, 4- групповые ценности, 5- групповое мнение, 6 - групповые цели. Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется прежде всего через принятие этих характеристик, т.е. через осознание некоторой психической общности с другими членами данной группы, что позволяет ему идентифицироваться с группой. Главной чисто психологической характеристикой группы является наличие чувства, что выражает потребность отделить одну общность от другой, и является индикатором социальной идентичности. Сама группа м.б. определена как общность взаимодействующих людей во имя осознаваемой цели, которая объективно выступает как субъект действия.

            Многие авторы кроме названных характеристик предлагают рассматривать такие показатели как групповая память, групповая воля, групповое мышление и т.п. Также в социальной психологии исследуются групповые нормы или ценности, групповые решения ка «надлежащие к особым групповым образованиям.

            К элементарным параметрам любой группы относятся: композиция группы (ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций. Каждый из этих параметров может принимать различные значения в зависимости от типа изучаемой группы и характеристики состава группы нужно задать некий набор параметров в зависимости от типа деятельности, с которым данная группа связана. Не может быть дан единый рецепт описания состава группы. Так же существует несколько достаточно формальных признаков структуры группы (выявлены при изучении малых групп): структура предпочтений, структура власти, структура коммуникаций. Значимой характеристикой является и эмоциональная структура группы - структура межличностных отношений и ее связь с функциональной структурой групповой деятельности, динамика групповой жизни (групповые процессы) также зависят от характера группы и от угла зрения, принятого исследователем.

            Другая часть исследований групп касается положения индивид в группе в качестве ее члена? Статус или позиция - место индивида в системе групповой жизни. Статус определяется не только социометрическим положением, но и тем, как индивид воспринимается в структуре деятельностных отношений в группе. Статус есть некое единство объективно присущих индивиду характеристик и субъективное восприятие его другими членами группы. Необходимо учитывать статус самой группы в более широкой социальной системе.

            Еще одна характеристика индивида в группе роль, определяется как динамический аспект статуса, который раскрывается через перечень с реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой дея-ти. Динамизм роли в том, что при сохранении статус 5ор функций, ему соответствующих может сильно варьировать в различных однотипных группах и в ходе развития самой группы.

Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система групповых ожидании. Всякий член группы принимается, оценивается другими. От каждой роли ожидают выполнения некоторых функций. Через систему ожидаемых образцов поведения группа контролирует своих членов. Для того, чтобы эта система ожиданий (экспектация) была как-то определена, в группе существуют 2 важных образования: групповые нормы и санкции. Групповые нормы - установления, модели, эталоны должного (с точки зрения группы) поведения нормы, т.о. Выполняют регулятивную функцию по отношению к совместной деятельности. Через нарушение норм группа может получать новую формацию. Отход от норм разрешается лидеру - идеосинкратический кредит. Через этот кредит в группу вводятся новые нормы. Нормы группы связаны с ценностями, которые складываются на основании выработки определенного отношения к социально значимым явлениям. Нормы включают в себя общезначимые нормы и специфические, выработанные конкретной группой. Все они выступают важным фактором регуляции поведения. Понять взаимоотношения индивида с группой можно при условии выявления того, какие нормы индивид принимает, какие отвергает, и почему он так поступает. Важная проблема - мера принятия норм, насколько индивид отступает от соблюдения их. Здесь важен анализ санкций - механизмов, посредством которых группа возвращает своего члена на путь соблюдения норм.

            Классификация групп.

            Многократные попытки построить классификации. Юбенк - 7 оснований для классификации: уровень культуры, тип структуры, задачи, санкции и гл. Для социальной психологии значимо следующее разделение (на чем сосредотачивает свое внимание социальная психология):




          Функции группы: адаптивная (социализация), регулятивная, информационная, аффилиация, фасилитация, коммуникация; принятие, защита (функция принадлежности).

 

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Малая группа – это группа реально существующая не в вакууме, а в определенной системе общественных отношений, как субъект конкретного вида социальной дея-ти. Определение фиксирует и специфический признак малой группы, отличающий ее от больших групп: общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов. Малая группа - это не просто любые контакты между людьми, но контакты, в которых реализуются определенные общественные связи и которые опосредованы совместной деятельностью. Человек расценивает преимущества нахождения в группе как превосходящее издержки. Возникает чувство благодарности, солидарности с группой. Довольно давно идет дискуссия о верхнем и нижнем пределах малой группы. В большинстве исследований  число членов колеблется между 2 и 7 при модальном числе 2, т.е. наименьшей малой группой является диада. (споры, что наименьш. 3 человека). Достаточно стойкими были представления о верхнем пределе малой группы, сформированные на  основе открытия Дж. Миллер «магического числа» 7+/-2 при исследованиях оперативной памяти (поскольку группа, необходимо, чтобы индивид одновременно удерживал в поле своих контактов всех членов группы, а это, по аналогии с памятью, может быть обеспеченно в случае присутствия 7+/- 2 членов), на данные рассуждения не были подтверждены экспериментально. На практике верхние пределы могут быть самыми различными 10,15,20 человек. В некоторых своих исследованиях Морено, для использования социометрических методик, выбирал группы и по30 – 40 человек, когда речь шла о школьных классах. Решение этой проблемы (верхнего предела), возможно в том, что если группа задана в системе общественных взаимоотношений в каком то конкретном размере  и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и является верхним.

Классификация малых групп. Обилие малых групп делает необходимым их классифицировать. Основания могут быть разнообразными (около 50 на сегодняшний день). Три являются наиболее распространёнными: 1.Деление на «Первичные» и «Вторичные» 2.«Формальные» и «Неформальные» 3.«Группы членства» и «Референтные группы».

1.Ч. Кули предложил данную классификацию. Если признак малых групп их контактность, то внутри них можно выделить группы, в которых эта контактность была бы особой. Т.о первичные группы – это группы с непосредственным контактом, а вторичные – это гр. где для общения используются определённые посредники в виде средств связи (for ex). Практического значения данная кл-я не имеет т.к. в дальнейшем будут рассмотрены только первичные гр. т.к. именно они отвечают критерию малой гр.

2.Э. Мэйо Формальные гр. – это гр. в которой позиции всех членов чётко заданы и предписаны групповыми нормами. Соответственно роли в таких группах строго распределены примером может быть любая группа созданная в условиях какой – то деятельности: бригада, спорт. команда. Внутри формальных Мэйо обнаружил и «неформальные» группы, которые возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной структуры взаимоотношений и вертикали нет. Неформальная гр. может возникать как внутри формальной (школьный класс), так и вне (компания для игры в карты на отдыхе). Однако даже в стихийно возникших неформальных группах могут начать прорисовываться определённые роли и позиции хотя и кратковременные, поэтому в соц. психологии были введены понятия формальной и неформальной структуры группы и различать стали не группы, а тип, характер отношений в них.

3.По степени значимости группы для ч-ка. Если группа рассматривается как место пребывания, то это группа членства (человек может не разделять ценности, установки) Г. Хаймен. Открыл сам феномен «Референтной группы» и предложил данную классификацию. Группы, члены которой разделяют ценности, ориентации людей, причем индивиды могут быть не включены реально, но нормы они принимают, Хаймен назвал референтными. Иногда референтные группы м.б. вымышленными, нереальными. Ирреальность группы привлекательна для человека, т.к. в реальной он может разочароваться. Иногда референтная группа выделяет себя внешними знаками (одежда, прическа). Р.г. выполняет функцию принадлежности, защиты. Принятия человека.