Психология: Основные направления - Мотивы предпринимательской деятельности
[Психология:Основные направления ]
Специалисты выделяют такие мотивы предпринимательской деятельности:
— максимальный контроль над своим будущим;
— надежда объединить работу и личную жизнь;
— реализовать способности;
— стремление распространить свой стиль и образ жизни на сферу деловой активности;
— желание получать вознаграждение за труд и обеспечить рост благосостояния в ближайшем и будущем времени.
Поступок человека обычно выстраивается в русле ведущего мотива. Критерием выбора являются ценности. По данным того же источника, предприниматели исповедовали такие приоритетные ценности.
На первом месте по важности они обозначали будущее своих детей; на втором — здоровье свое и своих родных; на третьем — стабильность и мир; на четвертом — возможность самореализации и личный успех; на пятом — для них одинаково значимо уважение других и счастливая семейная жизнь; нравственность и достаток; на самом последнем, шестом месте они располагали значимость власти и подчинения других.
Хизрич и Питерсон, американские специалисты по предпринимательству, указывают, что по социальному происхождению предприниматели это выходцы из разных семей — семей предпринимателей, фермеров, людей независимых профессий. Главное в деле — неутомимый поиск. Они могут бросить дело и начать снова. Возраст начала занятия предпринимательством — 22-25, критичные периоды — 25, 30, 35, 40, 45, 50 лет. Важен опыт: берись за свое дело.

Черты, характеризующие предпринимателя, многие авторы перечисляют такие: стремление к лидерству, способность к умеренному риску, новизна в идеях, эвристичность мышления, ускоренная реакция на ситуацию, чутье, самостоятельность и ответственность, высокая мотивация достижения, способность переносить неудачу, работоспособность и трудолюбие, независимость, свободолюбие, усердие, стрессоустойчивость, решительность, смелость, адекватна самооценка, прогнозирование и анализ, информированность.

Предприниматель — это человек, создающий ресурсы развития ситуации за счет своего субъектного потенциала тогда, когда энергия среды стремится к нулю (условно исчерпана). При этом предприниматель как человек — деятель обладает комплексным индивидуально-личностным качеством «помехоустойчивость» на социальном уровне.

Помехоустойчивость определяется как способность человека эффективно выполнять деятельность в условиях разной степени напряженности, в том числе, приближающихся к стрессовым, не относя шумы и помехи к числу значимых, полезных сигналов. «Полезность» сигнала связана с целью решаемой человеком задачи. Полезность сигнала может быть оценена, исходя из вероятности достижения цели до получения информации и после ее получения.
Понятие помехоустойчивость разрабатывается инженерными психологами и психологами труда в концепции надежности человека-оператора и в системе взаимодействия компонентов СЧМС (среда-человек-машина-среда) между собой и с окружающей средой. Помехоустойчивость рассматривается наряду с такими системными качествами, как эффективность, надежность, безопасность. Также она существует на биологическом, психологическом, социально-бытовом уровне.
В результате исследования получены динамические и структурные психологические особенности людей, пребывающих в предпринимательской активности.

Динамические, или ситуативнодеятельностные признаки предпринимателей в отличие от других групп испытуемых были такими. Предприниматели в большинстве жизненнозначимых ситуаций управляют ими по типу интернальному (внутреннему). То есть, они полагаются на свои силы и берут ответственность за ход ситуации на себя. Особая значимость различий подтверждена статистиками по показателю общего контроля, по контролю над ситуациями здоровья, межличностных отношений, в области достижений и семейных отношениях.
Семантическое расстояние между понятием «успех» и «неудача» наименьшим оказалось у предпринимателей. Можно сказать, что предприниматели меньше мечтают и раскачиваются, быстрее сосредотачиваются и переходят от одной ситуации к другой.
Можно думать, что предприниматели непосредственны и непредвзяты в отношении к неудачам, как школьники, и интеллектуально рациональны по отношению к ним, как студенты с техническим мышлением.
Для предпринимателей суть успеха определялся как соответствие того, что сделал, внутреннему потенциалу: «сделал соответственно своим способностям»; радостная работа; одоление; «смог». Неудача у предпринимателей по содержанию определяется такими составляющими: «не хватило сил, плохо продумал, не знаешь, где искать».
По способам решений проблемных ситуаций предпринимателей отличало то, что они соседствовали с проблемой, в то время как, например, медики шли на компромисс, педагоги решали ситуации в соответствии с законом, студенты были радикальны в решении проблемы, а группа временно неработающих конфронтировали с проблемой или отвергали ее.
Оценки эффективности решений экспертами-предпринимателями носили более сдержанный характер: из самых высоких и низких оценок их оценки были самыми низкими.
По структуре профиля личности предприниматели отличались в следующем.
Глубина переживаний или уровень осознания собственных проблем у них был больше, также большая импульсивность и спонтанность поведения. Индивидуалистичность у мужчин предпринимателей выражалась сильнее, чем у таковых женщин. Показатель оптимистичности у предпринимателей был выше в целом. Но они оказались более избирательны в общении, чем другие группы испытуемых.
Предприниматели меньше корректировали свою интеллектуальную активность (то есть, они более раскованны, спонтанны в динамике мыслительной деятельности).
Отмечены также значимые различия по показателям эмоциональной интеграции, порогу допустимости новых сигналов, уровню реакции тревоги. Все три этих показателя у предпринимателей были выше, что подтвердило часть гипотезы о присущем предпринимателям качестве помехоустойчивости.
При этом, предприниматели оказывались не в прямом понимании «стрессоустойчивы», как раз наоборот, они оказались тревожнее и чувствительнее среднестатистической нормы. Это подчеркивает, что предприниматели скорее всего за счет своей чувствительности и помехоустойчивости быстрее реагируют на новые незнакомые, но существенно «полезные» сигналы среды.

Таким образом, из  исследования следовали такие психологические особенности предпринимателей:
— готовность к энергозатратам, труду, расширению знаний о законах и чувствительность в восприятии новых стимулов;
— ответственность и развитый внутренний контроль управления ситуациями;
— способность в затрудненных ситуациях соседствовать с проблемой и строить ситуацию по-новому;
— концентрация границ деятельности на индивидуальных способностях независимо от конвенциальных норм при глубоком осознании собственных проблем и сохранении цели;
— сдержанность, требовательность в оценке результатов деятельности;
— высокое эмоционально-психическое напряжение как индекс индивидуально-личностных энергоресурсов (высокий показатель шкалы эмоциональной интеграции, повышенный уровень тревоги).
Конечно, собственно среди людей, занимающихся предпринимательской деятельности были и экстраверты, и интроверты, интерналы и экстерналы.
Более того, специалист по проблемам предпринимательства, немецкий психолог Рольф Рюттингер, консультирующий известные западноевропейские фирмы «Хьюлетт Паккард», «Даймлер-Бенц», «Мерседес-Бенц», пишет, что характер человека, стиль его поведения, его мировоззрение, преобладающее настроение в обыденной жизни имеют значение для благоприятной адаптации в той или иной сфере предпринимательства.
Он различает предпринимательские культуры по специфике отрасли, каждую из которых характеризует быстрая или медленная связь с внешней средой, и большая или меньшая степень риска.
Рюттингер выделяет культуру торговли или коммерции, культуру выгодных сделок или спекулятивную культуру, административную культуру, инвестиционную культуру предпринимательства.
Культура коммерции составляют организации, занимающиеся торговлей, сбытом. Это маклеры по продаже недвижимости, или риэлтеры и т. д. Успех у них быстрый, риск небольшой, прибыли получаются в короткий срок. В этой отрасли адаптируются люди общительные, веселые, не скрывающие информацию по большому счету друг от друга.

Культура спекулятивная включает сделки с ценными бумагами, платежными средствами, сырьем, сферу моды, косметики, рекламы, шоу, профессиональный спорт. Риск большой и прибыли быстрые. Люди по характеру здесь не очень открытые, эгоистичные, авантюристичные, агрессивные, решения должны принимать быстро.
Административная культура — это сферы общественного обслуживания, управленческие ведомства, банки, системы страхования. Люди здесь по характеру скрытные, интриганы, амбициозные и претенциозные. Риск мал и прибыли медленные.
Инвестиционная культура представлена промышленностью тяжелой, нефтяными и сырье добывающими компаниями, инвестиционными банками, строительством, армией, производством средств производства. Люди здесь работают солидные, основательные, серьезные, с глубоким аналитическим складом ума, с высоким уровнем ответственности. И риск большой, и прибыли быстро ожидать не приходится.
Таким образом, разная культурная отрасль предпринимательства, возможно, востребует и отдельные индивидуально-психологические стороны человека.




с сайта psychologist2000.wordpress.com