Психология: Основные направления - История формирования социально-психологических идей.Специфика социально-психологического знания.
[Психология:Основные направления ]

Социальная психология одна из наиболее молодых и практических частей

психологии. Соц Психология начала формироваться в к. 19 - н 20 вв.

Исторические условия:

1.      Условия, связанные с изменением образа жизни человека в развитых странах (в первую очередь).

1.1. формирование и развитие урбанизации

- на сравнительно небольшой территории начинают скапливаться большие массы людей --> появляется массовое сознание и поведение, что приводит к появлению необходимости изучения и управления масс. Поведением и сознанием.

- большинство населения в городах начинает работать в массовых организациях --> человек становится придатком машины. Городской труд требует особых стимулов для его выполнения, поэтому требуется изучение этих стимулов, изучение мотивации труда.

- вводится 2-х и 3-х сменный труд --> нарушается биологический ритм человека.

- изменяется суточный режим жизни человека, расширяются границы суток --> невротизация городского населения, стрессовые заболевания, которые становятся массовыми.

2.      Кризис традицинных религий (потребность изучения методов воздействия на сознание).

3.      Начали формироваться национальные государства

- изучение этноса, самоидентичности, этнической идентичности, взаимоотношений этносов  возникает этнопсихология.

- влияет ли языковая структура на сознание, личность.

4.      Успехи наук, изучающих общность народа.

5.      Формирование массовых армий à исследование совместности действия.

6.      Массовые заболевания (пандемии).

К пониманию своего предмета социальная психология пришла не сразу. В истории психологии имели место два этапа дискуссии, первый в 20-е гг, второй 50-е 60-е гг. В 20-е гг., т.е. в первые годы советской власти, особое значение имела точка зрения Челпанова, который предложил разделить психологию на социальную и собственно психологию. Социальная психология должна разрабатываться в рамках марксизма, а собственно психология должна остаться чисто эмпирической наукой не зависящей от мировоззрения вообще. Возражения Челпанову приняли разную форму.

Артемов: поскольку, будучи интерпретирована с точки зрения марксистской философии, вся психология становится социальной, нужно только разделить на психологию индивида и психологию коллектива. Другой подход предполагал сохранить единую психологию, при распространении на поведение человека в коллективе метода реактологии. Коллектив понимался лишь как единая реакция его членов на единый раздражитель, а задачей социальной психологии было измерение скорости, динамизма и силы этих коллективных реакций.

П. П Блонский первым поставил вопрос о необходимости анализа роли социальной среды при характеристике психики человека. Социальность рассматривал как особую деятельность людей, связанную с другими людьми. Предложение включить психологию как биологическую науку в круг социальных проблем.

Бехтерев: выступал с предложением создать особую науку - рефлексологию, для решения социально-психологических проблем предложил выделить отрасль коллективную

рефлексологию, считал, что ее предмет поведение коллективов, личности в коллективе, условия возникновения социальных объединений, особенности их деятельности. Несмотря на желание многих психологов создать марксистскую социальную психологию, такая задача в 20-е гг. не была решена, ключевые методологические вопросы не были решены. Результатом борьбы мнений стало признание права на существование социальной психологии как учение о социальной детерминации психики.

В к. 50-х - н.60-х развернулся второй этап дискуссии о предмете социальной психологии. Дискуссия началась в 1959 г. статьей Ковалева, продолжена на втором всесоюзном съезде психологов в 1963 г. Основная полемика касалась двух вопросов: 1) понимания предмета социальной психологии и круга ее задач, 2) соотношение социальной психологии с психологией, с одной стороны, и социологией - с другой. По вопросу о предмете соц. псих. сложилось три подхода: первый - получил распространение среди социологов, понимал соц. псих. как науку о массовых явлениях психики (изучение психологии классов, формирование общественного мнения, коллективов); второй подход: главный предмет изучения - личность, с одной стороны акцент на психологические черты,

особенности, типологию личности, с другой - положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения. Позднее с точки зрения этого подхода дискуссионным оказался вопрос о месте психологии личности в системе психологического знания (есть ли это раздел общей психологии, эквивалент социальной психологии или вообще самостоятельная область исследования). Третий подход: попытка синтезировать два предыдущих. Социальная психология была рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе.

 

Проблематика представлялась достаточно широкой.

Парыгин: социальная психология изучает 1. Социальную психологию личности. 2. общностей и общения. З. социальные отношения. 4. формы духовной деятельности. Мясищев: социальная психология исследует: 1. Изменения психической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия; 2. Особенности групп; 3. Психическою сторону процессов общества.

Что касается места соц. псих., то существует два подхода: интрадисциплинарный и интердисциплинарный (Макдэвид).

  1. Внутри одной из родительских дисциплин;
  2. На границах между ними.

На западе существует два вида причин формирования: социальные условия и научно-теоретические причины. К социальным условиям относятся: урбанизация, охватившая в к. 19 в. массы населения, что привело к возникновению таких вопросов, как, что происходит с человеком при переселении в город, с его мышлением, поведением, что изменяется в отношениях между людьми (на небольшой территории, массы народа обезличивание человека). Человек становится массовым, потеря самости. Проблема массовой информации, изменяется процесс общения, проблема потери мотивации труда. Социальная психология возникла из нужд практики и всегда имела и имеет практическую направленность. Научно-теоретические причины из всего многообразия всех первых социально-психологических теорий выделяют две основных: психологию масс и психологию народов.

            Психология народов: сложилась в середине 19 в. в Германии (Лацарус, Штейнталь, Вундт). Непосредственными создателями теории психологии народов выступили философ Лацарус и языковед Штейнталь. В 1859 г. был основан журнал «Психология народов и языкознание», где была опубликована их статья «Вводные рассуждения о психологии народов», где сформулирована мысль о том, что главная сила истории народ, или дух целого, который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т.д. Индивидуальное сознание есть лишь его продукт, звено некоторой психической связи. Задача социальной психологии познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа.

В дальнейшем идеи псих. народов получили продолжение во взглядах Вундта. Он выделил физиологическую психологию и психологию народов, в которой должен применяться анализ продуктов культуры языка, мифов, обычаев, искусства. Психология народов закреплялась как описательная дисциплина, которая не претендует на открытие законов. Основная идея в том, что психология сталкивается с феноменами, коренящимися не в индивидуальном сознании, а в сознании народа. Псих. народа поставила принципиальный вопрос о том, что существует нечто кроме индивидуального сознания, характеризующее психологию группы.

            В России лингвист А.А. Потебня: язык есть порождение народного духа, мы воспринимаем слова, а не белиберду. Необходимость изучения мифов, т. к. через них в понимание вкл. переживание.

            Психология масс возникла во Франции во 2-ой пол-не 19 в. Истоки ее заложены в теории подражания Тарда. Социальное поведение имеет объяснение только при помощи идеи подражания, т.к. она учитывает иррациональные моменты в социальном поведении. Действительность есть момент мышления, создается людьми.

Французский социолог Лебон, работа «Массы и элиты». Всякое скопление людей представляет собой массу, главной чертой которой является потеря способности к наблюдению. Типичными чертами поведения человека в массе являются обезличивание (что приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций), резкое преобладание роли чувств над интеллектом (что приводит к подверженности ко всяким влияниям), утрата личной ответственности (что приводит к отсутствию контроля над страстями). Масса по своей природе всегда неупорядочена, хаотична, поэтому ей нужен вождь, роль которого играет элита. Психология масс не оказала особого влияния на дальнейшие исследования.

 

Экспериментальный период развития социальной психологии: Начало 20-го в. в США и Европе. С точки зрения объектов исследования внимание уделяется малой группе. Социальная психология утратила всякий интерес к теории, однобокость исследований, что привело в50-е гг. к кризису дисциплины.

            Ч. Кули: человека, личность нельзя рассматривать абстрактно, человек живет в социально обусловленном пространстве и времени, социальные особенности личности связаны с особенностями группы. Личностные черты как проекция отношений в группе и с другими группами. Вводит понятие «Я концепция» как осадок чужих взглядов, чужих отношений. Личность формируется во взаимодействии с другими людьми.

Три уровня взаимоотношений:

1.      отражает то, как, по моему мнению, меня воспринимают другие;

2.      то, как они другие реагируют на то, что они видят

3.      то, как мы отвечаем на воспринимаемую нами реализацию другого.

            Я концепция - зеркальное отражение я, мы приписываем себе черты, которые видят в нас другие. Личность надо изучать в социальном контексте, т.к. в группах происходит формирование эмоционально психологических особенностей человека.

Экспериментальный период развития социальной психологии: Начало 20-го в. в США и Европе. С точки зрения объектов исследования внимание уделяется малой группе. Социальная психология утратила всякий интерес к теории, однобокость исследований, что привело в50-е гг к кризису дисциплины.

Меде: Эксперимент, сначала опр. Задание было дано нескольким людям поодиночке, а потом им всем вместе. Переживание боли (боль вместе переносилась легче), изменения в сфере эмоций, воли. Отношение к группе человека влияет на его деятельность, мысли, выявил, что группа влияет в основном на эмоции, моторику и волю, когнитивные процессы изменяются меньше.

            Олпорт: Группа занималась в одной комнате, потом каждый ее член работал отдельно, на основе экспериментов, люди, работая совместно, работают быстрее, но количество оригинальных решений в группе падало. Когда мы думаем, у нас всегда есть некий другой.

Шериф: Эксперимент по аутокинетическому эффекту - в темной комнате зажигали свечу, пламя воспринимается как движущаяся точка, человек должен определить расстояние до источника. Затем группа должна была выработать общее решение. Поодиночке – видели движущийся свет, а в группе источник света увидели как неподвижный, пришли к одному выводу о расстоянии. Через месяц эксперимент повторили, каждый человек называл групповой результат. Шериф доказал, что восприятие не копия мира, на восприятие сильно влияют сообщения окружающих. Реальность есть производная от взаимоотношения людей.

Специфика.

Объективное (законы) рождается из субъективного (желания, воля, интересы). Объект и субъект как бы смешиваются. Проблема- достоверности выбора. Соц.психологическое знание – это ценностное знание.

1)      ошибка Хиндсайта- знания соц.психологии неочевидны (конец 2 мир.войны)

2)      Соц. психологические выводы являются выводами статистическими. Закон- тенденция. Однозначно предсказать результат не можем.

3)      Фальсифицируемость знаний. Научный принцип опред.истинности теории. Теория истинна, когда есть другая теория её опровергающая. Позитивисты.

4)      Ненаглядность соц.п. знания. В соц. психологии существует проблема эмпирических данных. Когнитивизм- образы, ценности, установки. Проблема объема данных. Соц. психология не носит дедуктивного характера. Соц. психологическая теория не представляет собой хорошо организованные связи между суждениями, чтобы можно было из одного вывести другое.