Психология: Основные направления - Европейский функционализм
[Психология:Основные направления ]

Предмет – сознание, но функционалистов не интересует строение сознания. Изучают:

1.      Как сознание функционирует, работает?

2.      Какова роль сознания (психики) в жизнедеятельности организмов?

 

Франц Брентано.

(1838 – 1917)

Задавался вопросом, как работает сознание?

Вводит в психологию понятие интенции:

-  направленность сознания на некий предмет;

-  активность сознания в процессе построения образа.

Образы – продукты работы сознания. Сознание не просто отражает предмет, а принимает активное участие в построении образа этого предмета.

До Брентано – теории элементов сознания, а он разработал теорию актов сознания. Существует три группы актов сознания:

-  акты представления, результатом которых являются наглядные чувственные образы (ощущение, восприятие, воображение);

-  акты суждения об истинности и ложности наших образов;

-  акты эмоциональной оценки: с точки зрения полезности или вредности образов. Идеосинкразия – болезненная непереносимость, отвращение к ощущениям какого-то вида.

На основе этих идей Брентано разработал свой проект развития психологической науки, которая распадается на 2: 1) дескриптивная психология (опирается на теорию элементов сознания); 2) генетическая психология (опирается на теорию актов сознания и изучает генезис образов – процесс порождения).

Герберт Спенсер

(1820 – 1903)

Основатель философии позитивизма: установка на изучение явлений, а не скрытых сущностей.

Через Спенсера в психологию впервые вошла идея эволюции, попытка реализовать эту идею.

Предмет психологии – связь психики с внешним миром. Психика как механизм адаптации организма к внешнему миру, а человек адаптируется к эволюционирующему миру, следовательно, психика тоже эволюционирует.

3 линии реализации эволюционных идей:

1.      Линия эволюции самой психики: раздражимость – реакция на биологически значимые (биотические) воздействия – абсолютно необходимы каждому для выживания организма.


 

Организмы начинают реагировать не только на биотические стимулы, но и на нейтральные раздражители. Они позволяют повысить шансы организма на выживание, так как они являются сигналом к значимым стимулам. 1 стадия – ощущение.

2 стадия – память. Комбинации ощущений. Механизм, который позволяет зафиксировать ощущения в прошлом. Для животных, как считал Спенсер, достаточно этих двух механизмов: ощущения и памяти.

Человек живет в обществе. Следовательно, должны возникать дополнительные механизмы. Воля – способность человека выполнять ряд конкретных психически обусловленных действий:

-  целеполагание (постановка целей);

-  разработка программы достижения целей;

-  выбор средств для достижения целей;

-  преодоление препятствий, стоящих на пути к достижению цели;

-  контроль по результату.

Недостатки чисто волевого механизма: грубое, примитивное отражение ситуации, которое компенсируется активностью, напором.

Адаптация на основе разума: за счет глубины и тонкости отражения ситуации. В этом случае грубая физическая сила не требуется.

2.      Линия эволюции форм поведения.

1 стадия: рефлекса ( отдельная изолированная реакция на отдельный изолированный раздражитель)

2 стадия: инстинкта (цепь реакций, обеспечивающая видовую адаптацию). Врожденные, обеспечивают адаптацию к максимально постоянным компонентам среды.

3 стадия: навыка (прижизненно приобретаемая форма поведения, обеспечивающая индивидуальное приспособление). Чем выше мы поднимаемся по лестнице эволюции, тем больше доминирует навык.

3.      Линия развития сознания в истории общества.

Ядром сознания у «дикаря» является восприятие, тонкая чувствительность, низкие дифференциальные пороги. Чем тоньше он воспринимает ситуацию, тем лучше он адаптируется. У цивилизованного человека – мышление, восприятие весьма грубое.