Психология: Основные направления - Диагностика интеллекта. Интеллектуальная шкала Д. Векслера. (Диагностические задачи)
[Психология:Основные направления ]

Под интеллектом как объектом измерения подразумевается не любые проявления индивидуальности, а те, которые имеют отношение к познавательным свойствам и особенностям.

Интеллект взаимосвязан с личностью в структуре индивидуальности.

В процессе диагностики неизбежен феномен лабораторной редукции: сведение интеллекта к психометрическим свойствам.

Первые модели интеллекта были связаны с тестами – тестологический подход. Тестологи первыми обратили внимание на интеллект как на научное понятие. Положения тестологического подхода:

  1. интеллект нельзя измерить напрямую, только косвенно через решение задач;
  2. чем труднее решенная задача, тем выше уровень интеллекта;
  3. разработали статистические нормы диагностики интеллекта;
  4. диагностика биологического интеллекта.

1-ая шкала – Бине-Симона первая редакция этой шкалы предназначалась для выявления умственно неполноценных детей; общий показатель интеллекта не определялся, предполагалось, что умственно отсталые дети не смогут выполнить задания выше определенного уровня сложности. Вторая редакция: дифференциация детей на норм и слабоумных + уровни развития нормальных детей.

 

В настоящее время существует несколько подходов к определению интеллекта:

  1. интеллект – это способность к решению задач
  2. это способность к обучению
  3. это система познавательных процессов, способностей, функций (Ананьев, Векслер)
  4. это то, что способствует адаптации индивида к среде. Выделяются структурные и функциональные (ассимиляция, аккомодация) стороны интеллекта.
  5. это организованный, структуированный, иерархизированный ментальный опыт (Холодная)
  6. не сводится к знаниям, умениям, навыкам, он обеспечивает их усвоение. С другой стороны, через их усвоение и организацию развивается сам.

 

Проблемы диагностики интеллекта:

  1. Высокая социальная и личная значимость.

-страх быть слишком умным/неумным

-оценка интеллект. способностей – потенциально стрессовая ситуация.

- этическая проблема (отбор в классы)

-для государства интеллект – ресурс развития общества. У нас существует социально-государственный инстинкт отвержения чересчур умных. На западе – наоборот.

  1. Дискуссионность теоретических вопросов относительно понятия интеллект, теорий интеллекта.

-существует ли интеллект как псих. реальность? За баллами теряется интеллект -> интеллект – это то, что измеряется интеллект. тестами. А что измеряется -> тавтологический круг.

Перспективная задача – переосмыслить те феномены, которые стоят за показателями тестов.

Суворов: интеллект в науке носит статус аксиомы психич реальности. Расшифровка этой аксиомы зависит от задач и мировоззрения самого исследователя.

 - неизвестно соотношение понятий:

            Интеллект

Общие способности

Специальные способности

Креативность

Познавательные процессы

Мышление

  1. Прикладной запрос диагностики интеллекта со стороны общества.

-         дифференциация нормы и патологии (большинство тестов справляются). Симптоматика, характер, структура задержки развития.

-       диагностика и выявление потенциальных способностей.

-       диагностика одаренности в разных возрастах.

-       выявление индивид своеобразия, структуры ума (задача в образовании).

-       в проф. деятельности: диагностика общих и специальных способностей для профориентации и профотбора. Под влиянием профессии способности трансформируются ( складываются интеллект качества, значимые для профессии.

-       диагностика в клинике, консультировании, психотерапии (диагностика структуры интеллекта, индивидуального своеобразия). По интеллектуальным тестам возможно выявление клинической картины болезни.

 

Интеллектуальная шкала Векслера (для взрослых).

Это модифицированный вариант Векслера-Белльвью шкалы (1939г), опубликованный в 1955 году и получивший наибольшую известность. Предназначена для обследовании лиц от 16 до 64 лет. Включает 11 субтестов, содержащих вербальную и невербальную шкалы:

 

Название субтеста.

Пример задания.

Изучаемая функция.

Фактор, влияющий на результат.

 

 

 

 

 

 

 

ВЕРБАЛЬНАЯ ШКАЛА.

1. Субтест общей осведомленности.

Исследует запас относительно простых сведений и знаний. 29 вопросов, оценка 1 балл за правильное решение.

Из чего делают резину?

Долговременная память. Ассоциация и организация опыта.

Культурная среда, интересы.

2. Субтест общей понятливости. Оценивает полноту понимания смысла выражений, способность к суждению, понимание общественных норм. Испытуемый должен дать ответ о своих предполагаемых действиях в описанной ситуации. 14 вопросов, оценки 0,1, 2 балла.

Что означает выражение «Куй железо, пока горячо?»

Абстрактное мышление. Организация знаний. Формирование понятий.

Возможность приобщения к культуре. Реакция на реальные ситуации. Объем внимания.

3. Арифметический субтест. Оценивает концентрацию внимания, легкость оперирования числовым материалом. Необходимо устно решить серию арифметических задач. Оценка точности ответа + затраченное время.

Если человек купил 7 марок по 2 копейки каждая и дал полтинник, сколько он должен получить сдачи?

Сохранение в памяти арифметических операций.

Возможность овладения основными арифметическими операциями.

4. Субтест установления сходства. Оценивает способность к формированию понятий, классификации, упорядочиванию, абстрагированию, сравнению. Необходимо установить и охарактеризовать общность между парой понятий. Оценка от 0 до 2 баллов, в зависимости от достигнутого уровня обобщения: конкретного, функционального, концептуального. 13 пар понятий.

«Платье – пальто».

0 балл – сделаны из одинакового материала, имеют пуговицы;

1 балла – их носят, они дают тепло;

2 балла – верхняя одежда.

Анализ связей, взаимозависимостей. Формирование вербальных понятий.

Возможность приобщения к культуре

5. Субтест повторения цифровых рядов. Исследование оперативной памяти и внимания. Состоит из двух

 частей: запоминания и повторения чисел в прямом и обратном порядке.

 

Языковое развитие. Формирование понятий.

 

Возможность приобщения к культуре

6. Словарный субтест. Изучение вербального опыта (понимания и умения определить содержания слов). Предлагается объяснить значения ряда слов. 42 слова: первые 10 – распространенные; следующие 20 – средней сложности; последние 12 слов - высокой степени сложности.

1 группа – яблоко;

2 группа – микроскоп;

3 группа – балласт.

Немедленное воспроизведение. Слуховые образы (отчасти – зрительные образы).

Объем внимания.

НЕВЕРБАЛЬНАЯ ШКАЛА.

7. Субтест шифровки цифр. Изучает степень усвоения зрительно-двигательных навыков. Задача: написать под каждой цифрой в клеточке соответствующий ей символ. Время исполнения ограничено. Оценка соответствует количеству правильно зашифрованных цифр.

3

2

1

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

 

 

-

^

:

*

#

 

Зрительное восприятие отношений (визуальная интуиция).

Возможность приобщения к культуре

 

8. Субтест нахождения недостающих деталей. Изучает особенности зрительного восприятия, наблюдательность, способность отличить существенные детали. 21 изображение, правильный ответ – 1 балл, лимит времени на каждую картинку – 20 сек.

 

Зрительное восприятие, анализ. Зрительные образы.

Опыт восприятия окружающей среды

9. Субтест кубиков Коса. Направлен на изучение сенсомоторной координации, способности синтеза целого из частей. Необходимо последовательно воспроизвести десять образцов рисунков из разноцветных кубиков. Время ограничивается по каждому заданию. Оценка зависит от точности и от времени исполнения.

 

Зрительное восприятие, синтез. Визуально-моторная интеграция.

Степень и точность двигательной активности.

10. Субтест последовательности картинок. Исследует способность к организации фрагментов в целое, к пониманию ситуаций и предвосхищению событий. Предлагается 8 серий картинок. Каждая серия объединена общим сюжетом, в соответствии с которым необходимо расположить картинки в определенной последовательности. Оценка: правильность + время решения.

 

Восприятие формы. Зрительное восприятие, анализ. Визуально-моторная интеграция.

Степень двигательной активности. Уровень цветного зрения.

11. Субтест составления фигур. Направленность аналогична субтесту №9. предлагается в определенной последовательности детали 4-х фигур («человек», «профиль», «рука», «слон») без указания на то, что из этих деталей может быть составлено. Оценка: правильность + время решения.

 

Немедленное воспроизведение. Визуально-моторная интеграция. Зрительные образы.

Степень двигательной активности.

 

 

Существует шкала Векслера для детей от 5 до 15 лет, в ней имеется 12-й субтест – «лабиринты».

Сырые баллы ( шкальные ( построение профиля. Определяются:

- интеллект вербальный;

 - интеллект невербальный;

 - интеллект общий.

IQ-показатель

Уровень интеллектуального развития

130и выше

Весьма высокий интеллект

120-129

Высокий интеллект

110-119

«Хорошая» норма

90-109

Средний уровень

80-89

Сниженная норма

70-79

Пограничный уровень

69 и ниже

Умственный дефект

 

 

 

«Плюсы» теста:

  1. возможность качественного анализа и интерпретации
  2. комплексное исследование интеллекта

 

Использование теста (у нас):

1.комплексное лонгитюдное исследование

2.дифференциальная диагностика умственной отсталости и ЗПР

3.судебно-психологическая экспертиза подростков

4.интеллект при псих заболеваниях.