Психология: Основные направления - Бихевиоризм и необихевиоризм
[Психология:Основные направления ]

Кредо бихевиоризма выражала формула, согласно которой предметом Психологии является поведение, а не сознание (от англ: behaviour – поведение).

            Эдвард Торндайк(зоопсихолог): положил начало бихевиоризму. Термин «Ассоциация» обозначал у него связь между движениями и ситуациями. Пробы и ошибки — регулирующее начало поведения, т.е. они помогают приобретать живим существам новые формы поведения и развития. Исходный момент двигательного акта - это проблемная ситуация, т.е. такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формы двигательного ответа. Связь «ситуация - реакция» характеризуется: 1) исходный пункт – проблемная ситуация. 2) организм противостоит ей как целое. 3) он активно действует в поисках выбора. 4) активно выучивается путем упражнения.

            Таким образом, сферой психологии оказывалось взаимодействие между организмом и средой.

            Джон Уотсон. Поведение это объективно наблюдаемая ситуация реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Это понятие зародилось в русской науке в трудах Сеченова, Павлова и Бехтерева. Область психической деятельности не исчерпывается явлением сознания субъекта и зависит от его взаимодействия со средой. Уотсон пришел к убеждению, что наблюдение за состоянием сознания не нужно, только отказавшись от этого психология станет объективной наукой. Считал, что условный рефлекс является ключом к выработке навыков, к любым формам поведения. Реально лишь то. что можно непосредственно наблюдать, => главная формула: стимул – реакция, S – R). Всё поведение объясняется наблюдаемыми раздражителями и наблюдаемыми ответами организма, а все остальное, что между членами этой формулы, психология должна исключить из своих гипотез. Уотсон заменил все традиционные представления о психических проявлениях их двигательными эквивалентами.

            Так разъяснялось развитие умственной активности: речь у ребенка возникает из неупорядоченных звуков. Когда взрослый соединяет с каким-то звуком определенный объект, этот объект становится значением слова. Постепенно у ребенка внешняя речь переходит в шепот, потом он произносит слово про себя. Эта внутренняя речь и есть мышление.

            Психическое развитие сводится к учению. Т.о. развитие психики ребенка целиком зависит от окружения, условий жизни – отрицание возрастную периодизации развития. Но бихевиористы создали функциональную периодизацию, которая позволила установить этапы научения, формирования определенного навыка.

            Уотсон разработал теорию эмоций. В эмоции нет ничего, кроме телесных изменений и внешних выражений. Доказывал, что можно формировать реакцию страха на нейтральный стимул. Вывод - эмоциональным поведением можно управлять.

            Т.о. Уотсон расширил сферу психического, включив в него телесные действия, но отвергнул огромные богатства психики «сводимые к внешнему поведению.

            Бихевиоризм выступил как антипод интроспективной концепции.

            У.Хантер. Изобрел экспериментальную схему для изучения реакции, которую он называл отсроченной. Обезьяне давали возможность видеть, в какой из 2-х ящиков положен банан. Затем между ней и ящиком ставили ширму, а потом убирали. Обезьяна успешно решал, ту задачу => уже животные способны к отсроченной реакции.

            К. Лешли. проводил опыты по изучению мозговых механизмов. У животных вырабатывался какой-либо навык, а потом удалял различные части мозга. В результате: мозг функционирует как целое и его участки эквипотенциальны, взаимозаменяемы. Всех бихевиористов объединяла убежденность в бесплодности понятия о сознании.

            Но произошла трансформация бихевиоризма, что говорило о слабости его категориального ядра. Попытки включить в теории категории образа, мотива и психологии социальных отношений, привели бихевиоризм к его новому варианту - необихевиоризму. Это движение возглавляли Толмен и Халл.

            Толмен. Проводил эксперимент на белых крысах. Считал, что исследование поведения должны вестись строго объективным методом, но возражал против того, чтобы ограничиваться формулой S—>R и игнорировать промежуточные переменные. Считал, что внутренний фактор можно вывести наружу, для этого поведение надо рассматривать не как цепочку реакций, а с точки зрения его целостностной организации. Организм ориентируется в ситуациях, к которым приспосабливается, благодаря тому, что выделяет отдельные признаки, позволяющие различать, «что к чему ведет». Он не просто сталкивается со средой, а идет к ней навстречу со своими ожиданиями, строя гипотезы и проявляя изобретательность. Поведение не сводится к выработке двигательных навыков. Организм, постепенно осваивает обстановку, строит познавательную (когнитивную) карту. Эксперимент: крысы искали выход из лабиринта. Толмен выделил особый вид научения - латентное (скрытое). Оно играет роль, когда нет подкрепления. Т.о. Толмен пересмотрел факторы, которые регулирую адаптацию организма к среде. Особо выделял целевую регуляцию действий живых существ, их способность к активной познавательной работе.

            Халл К. стремился сделать психологию по типу физико-математических наук. Опирался на учение Павлова. Важнейшая роль принадлежала силе навыка. А чтобы эта сила проявилась, надо определить физиологические потребности. Чем чаще редуцируется потребность, тем ольше сила навыка. Величина редукции потребности определяется количеством и качеством подкреплений, а также зависит от интервала, между реакцией и подкреплением и от интервала между условным раздражителем и реакцией. Халл разделил первичное и вторичное подкрепление. Первичное - пища для голодного/удар током, т.е потребность соединена с раздражителем, реакция на который, в свою очередь играет роль подкрепления, но уже вторичного.

            По мнению Халла для различения объектов достаточно одной потребности. Если в 1 из коридоров лабиринта животное может найти ищу, а в другом воду, то характер его движений определяется потребностью и больше ничем. Халл поставил вопрос о возможности моделирования условно-рефлекторной деятельности.

            Скиннер. Разработал концепцию оперантного бихевиоризма. Считал необходимым исключить из психологии все фикции, к которым он относит многие понятия психологии личности (свобода, творчество и т.д.). нельзя говорить о реальной свободе человека, т.к. он никогда сам не управляет своим поведением, которое детерминировано внешней средой.

            Исходил из того, что развитие есть научение, которое обуславливается внешними стимулами, т.е. разделял взгляды Торндайка и Уотсона. Разработал различные программы обучения и коррекции поведения.

            Психика основана на рефлексах разного рода и разной степени сложности. Условный рефлекс (по Павлову) Скиннер называл стимульным поведением, т.к. его формирование связано с ассоциациями между разными стимулами и не зависит от собственной активности субъекта, такая реакция быстро формируется, но и быстро исчезает.

            В оперантном обучении подкрепляется только поведение, операции, которые совершает субъект в данный момент. При этом сложная реакция разбивается на ряд простых, Ех: обучение голубя сложной реакции выхода из клетки с помощью нажатия клювом на рычаг: подкрепляется любое движение голубя в нужном направлении. Такое поведение намного устойчивее и медленнее угасало. Даже одноразовое поведение может иметь значительный эффект, т.к. устанавливается случайная связь между реакцией и стимулом. Если стимул значим, то субъект будет пытаться повторить реакцию-»суеверия.

Скиннер дал реальную возможность корректировать и направлять процесс обучения, процесс формирования новых форм поведения.