Психология: Основные направления - Предмет, основные проблемы и задачи психологии труда. Общая характеристика методов.
[Психология:Основные направления ]

Психология  труда - область психологии, которая изучает закономерности формирования и проявления личности в процессе деятельности. 2/3 жизни человек выполняет свою проф.роль, он функционирует как профессионал, т.е. включается в систему общественных отношений как субъект, несущий свою проф.роль. Мир труда разнообразен. Это особый мир отношений, ценностей проф. группы, стереотипы поведения и мышления, нормы этического поведения.

            Направления работы психологии труда: широкий диапазон видов труда, большое разнообразие проявлений психики —> много задач. Выделяются 3 осн. направления работы психологии труда.: 1. проблемы проф. труда (задачи, которые стоят по отношению к уже работающим людям). 2. психологические вопросы проф. Обучения (связаны с подготовкой кадров). 3. психологические вопросы политехнического обучения (участие психологии труда в трудовом воспитании и обучении в общеобразовательной школе). С развитием мира труда, появлением новых средств в психологии труда --> другие задачи.          

Проблемы: Существовали разные взгляды и подходы.

            Платонов: психологические вопросы трудовой экспертизы, психологии проф.обучения, психологические вопросы организации труда.

            Левитов: «псих. Состояния» - другой подход к проблематике: выделение психологических компонентов трудовой деятельности, психологические вопросы динамики трудовой деятельности, проблемы психологии профессий, проблемы профпригодности и выбора профессии и производственного обучения.

            Геллерштейн О.Г.: - осн. проблема - психологический анализ труд. деятельности и проблема ПВК -профессионально важных качеств- (проблемы проф. отбора, утомления, безопасности, формирования навыков и мастерства в труде, восстановления и компенсации нарушений проф. деятельности с помощью труда). Итак, основная проблема психологии труда - анализ труд. деятельности, которая определяет все другие проблемы:

      подбор и расстановка кадров

      подготовка кадров, разработка оптимальной системы обучения

      взаимоотношения кадров, проблема конфликтов, лидерства, статус и т.д.

      повышения работоспособности (проблема различных функциональных состояний, которые свойственны человеку в процессе трудовой деятельности)

      психологические вопросы безопасности деятельности, связанные с оборудованием, которое использует человек

      проблемы рационализации рабочего места, проектирования- деятельности и орудий труда

      проблемы, связанные с взаимоотношениями человека и техники.

            Мир труда постоянно изменяется --> новые проблемы, но они не снимают важности традиционных проблем.

Методы Психологии Труда. Традиционные психологические методы:

1)      Наблюдение (инд. «рисунок» труда),

2)      Эксперимент (Каждое изменение --> результат) + специфические методы (для повышения надежности наблюдения за труд. процессом). Это методы объективной регистрации ряда параметров трудовой деятельности:

3)      Зоны рабочего места (сенсорные зоны: человек с них считывает информацию, Пример: приборная доска, определяет параметры; моторные зоны: оснащены разными органами управления,Пример: штурвал, рычаг, педаль, кнопка, тумблер, наиболее важные должны быть в зоне досягаемости, крайняя точка этой зоны - длина руки по радиусу)

4)      фотография рабочего дня: замеры во времени последовательности деятельности, перерывов на отдых и вынужденных пауз

5)      Хронометраж - измерение во времени выполнения трудовых операций, действий, их отдельных элементов

6)      Замеры физических усилий на органы управления для организации оптимальных энергозатрат в течении всей смены

7)      Антропометрические замеры рабочей позы и определение насколько рациональна и насколько расходится с физиологическим статусом (кресла, сиденья должны соответствовать антропометрическим размерам, его человеческому модулю)

8)      Замеры маршрутов передвижения, которые человек отрабатывает за раб.день

9)      Видеосъемки- фиксация этапов работы, контактов, последовательности действий

10)  Анализ продуктов труда - позволяет определить ПВК ( анализ бракованной продукции --> причины брака --> разработка методов проф.обучения)

11)  Изучение сбоев, аварий, ошибок, несчастных случаев (специфика «опасных» профессий + роль личностных факторов в травматизме и авариях, где основной психологический фактор - беспечность)

12)  Физиологические и психологические замеры или пробы: увидеть некоторые особенности проявления психики (основной «-» - отрывают специалиста от деятельности, основное требование: до и после рабочей нагрузки) - можно отследить динамику  функций в ходе раб.дня, как изменяется продуктивность и т.д. Пробы должны занимать минимум времени и быть строго направленными. Это экспресс-тесты.

13)  Трудовой метод (разработал Шпильрейн) - м-д Петра I - психолог суммирует в себе человека, который овладевает новыми проф.знаниями и навыками и который может ее анализировать. Этот метод более объективен, чем изучение деятельности с помощью анкет. Психолог проходит через этап трудностей, постигая сущность профессии и анализируя ее в психологических категориях. Психолог овладевает допустимым минимальным навыкам в определенной трудовой деятельности с обязательным ведением протокола (описание рабочего дня, описание трудных моментов при освоении профессии, отмечаются явления упражнения, утомления - субъективные и внешние проявления, замечания о дефектах в организации режима труда, по инструктажу и т.д.)- это метод включенного наблюдения, но не все профессии можно изучать с помощью этого метода.