Психология: Основные направления - Понятие о психофизических шкалах. Основные методы психофизического шкалирования.
[Психология:Основные направления ]

Шкала – изоморфное изображение эмпирической системы соотношений в численную систему соотношений .

Шкала – упорядоченная совокупность данных.

Выделяют 4 типа шкал измерения:

1. Номинальная (шкала наименований) состоит в присваивании  какому – либо признаку или свойству определенного обозначения - численного или буквенного. Номинальная шкала предусматривает группирование изучаемых признаков или свойств в классы ( категории) и обозначения этих категорий определенными символами или логическими понятиями. Приписывание классам различных обозначений предполагает лишь их отличие друг от друга, но не преобладание одного класса над другим. ПР: 1 -  сладкое, 2 – соленое.

Крайним вариантом номинальной шкалы является дихотомическая шкала наименований, когда изучаемые объекты делятся на две группы. ПР: 1 – мужчина , 0 – женщина.

2. Порядковая (ординарная) шкала. Предполагает ранжирование ряда объектов. ПР: ранжирование испытуемых по коэфф. Интеллекта. Порядковая шкала устанавливает, что 1>2 >3, но не определяет степень различия,  т.е. не позволяет количественно сравнить между собой выраженность свойств объектов, отнесенных к разным классам.

.3. Интервальная. Предполагает точку отсчета ( условный ноль на шкале) , а также определение равенства и неравенства интервалов внутри исследуемого ряда. ПР: температурная шкала Цельсия. На интервальной шкале правомерны операции сложния и вычитания, но не возможны операции умножения, деления и возведения в степень.

4. Шкала отношений. Отличается от интервальной тем, что нулевая точка непроизвольна, а указывает на полное отсутствие свойства. ПР: шкала длины, массы. Предусматривает любые виды математических операций. Является наиболее информативной.

Методы психофизического шкалирования – градуировка субъективных шкал ( ощущение оценок, суждений) по отношению к физическим шкалам сенсорного раздражителя.

Классификация методов:

1.метод воспроизведения сигнала состоит в том, что испытуемый активно манипулируя кнопками должен воспроизвести значение предъявляемого ему стимула. Предъявляются разные стимулы в случайном порядке Sr. Экспериментатор получает соответсвующим им ряд вспроизводимых значений Sp. Обработка результатов: можно вычислить асолютную ошибку воспроизведения сигнала = SrSp, либо относительную ошибку = (SrSp) / Sp.

При построении субъективной шкала анализируется вид функции Sr = f(Sp). Эта функция имеет вид степенной зависимости с показателем n< 1. 

Метод идентификации отличается от воспроизведения пассивностью испытуемого, который должен выбрать значение стандартного стимула в ряду раздражителей, предъявляемых экспериментатором. Обработка данных: вычисление вероятности идентификации различных сигналов как стандарта.

1 – ый метод используется для изучения кратковременной памяти.

2.Интервальный метод. Испытуемого знакомят с диапозоном предъявляемых сигналов: rs = SminSmax. Испытуемый ориентируясь на max и min значения стимула должен подобрать среднее значение, которое делит заданный диапазон на две субъективно равные части. Метод может быть как пассивным так и активным. Иногда диапозон делят на две части находящиеся в заданном соотношении (1/2, 1/3 и т.д.).  При построении интервальных шкал отмечено, что они могут иметь характер различных психофизических функций – линейной, логорифмической, степенной или промежуточного типа. Это зависит от модальности раздражителя и ширины предъявляемого диапазона. При расширении диапазона субъективная средняя точка смещается в сторону max значения, т.к. увеличение диапазона стимулов ведет к переходу о интервальной шкалы к шкале отношений.

3. Метод группировки. Похож на интервальный. Задача испытуемого: относить сигналы, значения которых лежат внутри заданного диапазона к одной из групп, число и обозначение которых задается экспериментатором. Категории могут обозначаться числом (1,2,3) либо качественными определениями ( тусклый – яркий ). Вид функций категориальных шкал изменяется от почти логарифмической до почти степенной с увеличением числа категорий.

4.Метод оценки. Наиболее распространен. Предъявляемые раздражители должны быть оценены числами ( целыми, дробными) по отношению к стандартному стимулу, которому присваивается определенное численное значение ( 1, 10, 100). В некоторых случаях оценка стимула может даваться без использования стандарта, что используется при изучении индивидуальных особенностей испытуемых, т.к. вносит минимум ограничений.

Шкалы оценки подчиняются закону Стивенса, показатель степени зависит от сенсорной модальности.

5.Установки (продуцирования). Испытуемый решает задачу противоположную оценке. Есть стандартный сигнал и его численные значения. Испытуемый должен подбирать значения сигналов в соответствии с числами, задаваемыми экспериментатором. Вид шкалы также подчиняется степенному закону Стивенса.

Наиболее простые модификации метода продуцирования – методы мультипликации – подбор стимула в n раз больше  и фракционирования – подбор стимула  в n раз меньше.

6. Кроссмодальный подбор. Задача испытуемого: подбор стимулов 1 модальности к стимулам другой. В отличие от большинства методов шкалы кроссмодального подбора представлены значениями физических величин сигнала. Метод кроссмодального подбора аналогичен методу воспроизведения – двухмодальный вариант последнего.

7. Неметрическое многомерное шкалирование. Оценка сходства или различия между сигналами. Если два стимула абсолютно идентичны, то эта пара обозначается нулем. Если наблюдатель не находит никакого сходства, он обозначает эту пару стимулов максимальным баллом шкалы. Чаше всего этот метод используется тогда, когда физическая шкала стимулов не является однмерной (вкус, цветовые оттенки).

Разные методы шкалирования дают разные психофизические шкалы не совпадающие друг с другом, поэтому нужно использовать весь арсенал методов в совокупности. Психофизические шкалы не являются шкалами ощущений как таковых, они вовлекают в себя кроме перцептивно – сенсорных процессов мыслительные операции ( оценку сходства, величины и т. д.). Поэтому результаты шкалы не всегда описываются логарифмическим законом Фехнера.