Психология: Основные направления - Показатели и динамика работоспособности. «Кривая работоспособности».
[Психология:Основные направления ]

Работоспособность - способность человеческого организма изменять течение физиологических и пс.функций и в соответствии с этим выполнять определенные действия с требуемым качеством и в течении определенного времени, по-разному проявляется на разных уровнях жизнедеятельности:

1.Р. как результат деятельности

2.На нейрофизиологическом уровне работоспособность – это процесс возбуждения, который обеспечивает связь рецетпторов, ЦНС, нервных проводников и мышц.

3. На внутриклеточном уровне Р – это преобразование энергии химических веществ.

4. На физиологическом уровне работоспособность это способность той или иной еденицы организма преобразовывать один вид энергии в другой.

Исходный уровень Работоспособности человека, зависит от субъективных факторов.

1.Тип нервной системы (сила поцесса возбуждения и торможения)

2.Личная сила и выносливость

3.Состояние здоровья

4.Уровень профессионального мастерства

5.Наличие положительной трудовой мотивации

6.Интерес к работе

7.Возраст

8.Последнее эмоциональное состояние

К объективным факторам, влияющим на изменение работоспособности, относятся:

1.Физические усилия

2.Нервное напряжение

3.Темп работы

4.Рабочее положение человека и его  органов

5.Монотонность работы (многократное повторение одних и тех же операций: конвеер)

6.Время работы

7.Влажность, освещение помещения

8.Загрязненность воздуха

Производственные шумы

 

Для анализа Р человека используют кривую:

Фазы динамики работоспособности:

1.      оперативный покой. Дорабочее состояние организма (готовность к трудовой

деятельности) некоторые формы проявления фазы: форма активной готовности к работе -фаза мобилизации (подготовка к труду). Условные раздражители – повышается тонус клеток коры - физиологическая подготовка к трудовому дню. Лихорадочное состояние, человек достаточно взвинчен, чрезмерное возбуждение (как следствие разл. событий). Предрабочая апатия - отсутствие мотивации, негатив.отношение к работе + проблемы со здоровьем, эмоц.состояние.

2.      Врабатывание. Постепенное вхождение в проф.работу, необходимо д/приобретения динамического стереотипа: настройка нервных центров, функциональных систем на необходимый ур-нь акт-ти. Начало - фаза первичной реакции: кратковременное снижение практически всех пок-лей состояния организма (резко изменяется характер поступающих раздрожителей в нервную систему --> кратковременное торможение). Неадекватные реакции организма --> поиск оптимального режима работы.

  1. Устойчивая работоспособность (компенсация). Динамический стереотип восстановлен, характерна координированность движений, ритмичность деятельности,  растет качество и выработка.
  2. снижение работоспособности в результатете развивающегося утомления (субкомпенсация), истощение энергетических ресурсов - утомление – снижение внимания,  растет кол-во ошибок, ухудшение показателей работы. Динамический стереотип начинают разрушаться, необходим перерыв деятельности.

Вторая половина смены - характерны те же фазы с небольшими изменениями. 2ая фаза более эффективна (нач. с более высокого уровня, короче продолжительность). Зя - уровень ниже, фаза короче, быстрое утомление. Иногда в конце смены специфические состояния:

  1. конечный прорыв - связан со срочной мобилизацией резервов через волевую сферу (необходимо срочно закончить работу) --> резкое повышение результативности труда.
  2. Если работа не прерывается, организм вынужден истощать вспомогательные резервы организма - фаза декомпенсации (вегетативные нарушения, снижение интеллектуальной деятельности) - это фаза срыва деятельности (выражены неадекватные реакции, полное нарушение раб. деятельности). Динамика повторяет сменную кривую.