Периоды развития психологии
Полезная литература:
История психологии. Константинов В В
Развитие психологии в рамках философии
6 век до н.э - 5 век н.э.
Возникновение первых научных представлений о психике. Происходит выделение "науки о душе" в рамках философии. Возникает два методологических направления: материализм (Аристотель) и идеализм (Платон). По Платону, существует царство идей, которое недоступно органам чувств, и познать его можно только с помощью размышлений души. Идеи вечны и представляют собой идеальное отражение всех вещей. Вещи, которые мы можем видеть и ощущать в окружающем мире – лишь затемнённые копии настоящих идей. Душа является идеей, но перенесшейся в мир вещей и забывшей свой мир. Кроме того, Платон представлял душу не цельной, а состоящей из частей, которые находятся в постоянном конфликте, эти части - вожделеющая, страстная и разумная.
Ученик Платона Аристотель переосмыслил его теорию и открыл новое понимание души как предмета психологии. Душа по Аристотелю не самостоятельная вещь, а форма, способ организации живого тела. Душа не может быть материальной. Душа – это сущность живого тела, по аналогии с тем, как острота является сущностью ножа. Аристотель предложил различные виды души в зависимости от того, сущностью какого организма она является. Так существует растительная душа, животная душа и разумная душа. Разумная душа присуща только человеку. (http://ilica.diary.ru).
Происходит накопление первых эмпирических знаний о психических процессах (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, воля, аффекты). Постановка проблемы соотношения души и тела. Использование внутренних чувств как источника познания души.
5 век - 13 век
Развитие науки о душе в рамках философии и на базе медицинских знаний. Этот период истории характеризуется господством над философией и другими науками религии, становлением феодального общества. Некоторые учёные считают Средневековье временем тьмы и невежества, однако в эту эпоху трудились многие великие мыслители, были созданы разнообразные учения и сделаны знаменитые открытия. Психология в Средние века приобретает этико-теологический и мистический характер. В западных странах большое внимание начинает уделяться духовной жизни, этическим проблемам; и хотя происходит некоторое замедление изучения структуры, функций души и познавательных процессов, эти вопросы остаются активными в психологии стран Востока. Самыми известными исследователями средневекового Востока считаются Авиценна, Альгазен, Аверроэс. Они развивают учения античности вместе с активным исследованием физиологии человека и соотношением психологического с биологическим.(http://ilica.diary.ru).
14 век - 16 век
Дальнейшее развитие науки о душе на базе медицинских знаний и в контексте великих открытий 14-16 веков. Отказ от понимания души, как объекта исследования и как объяснительного принципа. Введение термина "Психология". В 14 веке начинается эпоха Возрождения. Интерес к психологии возрастает на фоне возвращения к классическим идеям античности, развития естественнонаучных исследований. Философия постепенно отделяется от религии, и возникает множество новых учений, прежде не возникавших, хотя и нельзя ещё сказать, что в них совершенно не было религиозного влияния. Но всё же открытий становится всё больше, и особенно в медицине и физиологии. Учёные узнавали всё больше о человеческом теле, в котором, как известно, находится душа, и их представления о душе менялись. Учёные отказываются от описания общих вопросов и переходят к конкретному изучению души и её функций. Одним из первых исследователей, совершивших такой переход, был Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626). Он начал исследовать способности души, процессы, которые в ней происходят. Ф. Бэкон разделил душу на боговдохновленную (рациональную) и чувствующую. Способностями рациональной части души он назвал разум, рассудок, воображение, память, желание (или влечение), волю. К способностям чувствующей души относятся ощущение, выбор (стремление к благоприятным обстоятельствам и избегание неблагоприятных), произвольные движения.
Фрэнсис Бэкон подготовил почву для развития учений о сознании, так как отказался от изучения души в качестве особого предмета и предложил исследование её функций. Кроме того, он сделал многое для становления экспериментального метода в науке, в противовес доверию одним только органам чувств. Это послужило началом прогрессивного развития наук, в том числе и психологического знания, прикрепившегося к естественнонаучным исследованиям. (http://ilica.diary.ru).
17 век- середина 19 века
Выделение сознания в качестве предмета исследования. (Сознание-человек действует со знанием). Оформление первой научно-психологической школы -Ассоцианизма. Постановка психофизической и психофизиологической проблемы. Начало развития представлений о бессознательной психике.
Развитие психологии как самостоятельной науки
начало 19 века - 60-е годы 19 века
Формирование естественно-научных предпосылок выделения психологии в самостоятельную науку. Широкое использование экспериментальных методов в биологических науках (физиология нервной системы и органов чувств). Возникновение психофизики как первой научной психологической отрасли. Возникновение психометрии ( использование математических методов). Закладываются основы теории "ощущения и восприятия".
60-е годы 19 века - конец 19 века
Первоначальное развитие психологии как самостоятельной науки. Широкое использование экспериментальных методов в психологии. Возникновение прикладных исследовательских программ. Образование различных отраслей психологии. Появление новых теоретических идей и подходов. Научная психология начинает строиться как естественная наука, изучающая душевные явления в их связи между собой, структуру этих явлений, их причины и вызванные ими действия. Изучение самых разнообразных психических явлений сделало психологию наукой о психике.
Начало 20 века - середина 30-х годов 20 века
Открытый кризис в психологии. В этот период в мировой психологии психология перестает быть единой цельной наукой и распадается на множество конкретных наук ( психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология). Психологи перестают понимать друг друга, все друг друга критикуют, все борются за единство своей точки зрения. В отечественной психологии с начала 20 века по 1917 год происходит тоже самое,что и в мировой психологии. А с 1917 года по середину 30-х годов возникает советская психология,но пока только по названию.
Середина 30-х годов - 50-е годы
В мировой психологии происходит затухание кризиса. В советской-преодоление его. В итоге в мировой психологии возникают новые направления, взявшие от предшествующих самые ценные и продуктивные идеи. Начинаются исследования познавательных процессов с помощью их моделирования, появляется когнитивная психология, гуманистическая психология, логотерапия В. Франкла, развитие технического оборудования способствует новым исследованиям в нейропсихологии. Развиваются межкультурные исследования. В Советской психологии начало и конец ознаменовались двумя мощными ударами.
1 удар: В середине 30-х годов выходит постановление центрального комитета коммунистической партии "О педологических извращениях в системе Наркомпросов"(он связан с тестами на интеллект). В основе теста-врожденность интеллекта, то есть если он низкий,то он не поднимается. Тесты критиковали,так как народ был необразован ,дети жили на помойках,разруха, следовательно-результаты тестов были низкие. Критика была справедлива, ведь интеллект зависит от социальной жизни. Социальная система становится системой тоталитарного типа, а тоталитарному типу не нужны профессиональные психологи. В тоталитарном обществе людям помогают разнообразные социальные институты. На педологии был поставлен крест. Все школы и направления были ликвидированы. В годы Великой Отечественной войны психология начинает возрождаться. Медицина не справляется, кроме психологов никто не может восстановить жизнь человека. Психологи доказали свою востребованность.
2 удар: (конец 40-х - начало 50-х) Преклонение перед буржуазной наукой. Советская психология не прочно стоит на марксистских идеологических "рельсах". Проводится "Павловская сессия ВАСХНИЛ" (Всесоюзная Академия Сельско-Хозяйственных Наук И Лесоводства). Курировала химические, физические и биологические науки. На этой сессии велась критика советской психологии с позиции "Павловского учения об условных рефлексах". Был осуществлен акт редукционизма (это сведение сложного к простому, это отрицание у сложных явлений их качественной специфики, их собственных закономерностей, т.е. уничтожение науки). Психологии была отведена роль раздела в физиологии высшей нервной деятельности и комплекса психологических знаний в марксистско-ленинской философии. Психология понималась как наука, изучающая психику, закономерности ее появления и развития. Понимание психики базировалось на ленинской теории отражения. Психика определялась как свойство высокоорганизованной материи — мозга отражать действительность в форме психических образов. Психическое отражение рассматривалось как идеальная форма существования материального. Единственно возможной мировоззренческой основой психологии был диалектический материализм. Реальность духовного как самостоятельной сущности не признавалась.
60-е годы - 2003 год
Дальнейшее развитие мировой психологии как плюралистической науки. 60-е годы-1985 год развитие советской психологии как марксистской науки, а с 1985 года - 2003 год возвращение отечественной психологии в лоно мировой психологии.
Советская психология: 60-е годы- 1985 год-оттепель. Жизнь расслабляется. Возникает спрос на психологию. Психология развивается бурно. В 66-67 годах начинается подготовка психологов (Ленинградский, Московский университеты). 1985 год- 2003 год основные направления психологии воспроизведены. С 1985 года психологи почувствовали, что идеи присутствуют и их надо осваивать. Происходит технологизация (психологи приводят новые технологии). Возникает сфера псих. бизнеса (Рынок отсутствует, люди не знают, что такое психологические услуги,что это работа). В конце 20 века возникает российская психология, пришедшая на смену советской, которая долгое время не взаимодействовала с зарубежной. После распада СССР в 1991 году психология России была пересмотрена, в ней были намечены пути преодоления опоры только на одну философскую основу – марксизм. К учениям, сформировавшимся в советский период, в первое время возникло скептическое отношение, но и они постепенно стали неотъемлемой частью науки в целом.
Российская психология последнего десятилетия 20 века переняла основные тенденции развития зарубежной науки. В ней тоже начали развиваться многочисленные направления и отрасли, повысилось количество исследований, стала особо популярна практическая психология.
Мировая психология: Дальнейшее создание все новых и новых школ и направлений (т.е. дерево психологии ветвится). Создаются искусственные школы,например НЛП.. Срастание психологии с бизнесом. К концу 20 века в мировой психологии намечается новый кризис, вызванный недостаточно проработанной теоретической базой в психологии и чрезмерным количеством практических направлений. Происходит отрыв теории от практики, они начинают существовать параллельно и почти не опираются друг на друга.
Современная психология
В психологии 21 века основной задачей стало преодоление возникшего кризиса. Возникновение всё новых и новых направлений не прекратилось, но существующие перестают быть изолированными и претендующими на объяснение всей природы психического. Многочисленные направления начинают интегрироваться, перенимая друг у друга наиболее ценные открытия. Теоретические и практические, прикладные исследования тоже постепенно сближаются. Таким образом психология начинает объединяться в цельную науку, при этом не лишая права существования свои разнообразные ответвления. Одна из важнейших задач, решение которой будет способствовать окончательному разрешению кризиса – это более качественная подготовка специалистов-психологов как теоретической, как и практической части науки, а также создание новых, адекватных для быстро меняющегося мира методов исследования. Кроме того, так как постоянно растёт популярность психологии среди общего населения, для психологов важно сделать доступными практические психологические услуги – консультирование организаций, семей и отдельных людей, помощь в учебно-воспитательной работе, в политике, социологии и во всех других сферах жизни общества.