Психология: Основные направления - Основные положения исследования когнитивного диссонанса ( Л.Фестингер).
[Психология:Основные направления ]

Имеет дело с когнитивной структурой одного единственного индивида, поэтому в ней не фигурирует никакая триада (в отличие о Ньюкома и Осгуда с Танненбаумом).  Диссонанс возникает между двумя элементами когнитивной структуры одного человека. Эти элементы Фестингер называет «когнициями» или «знаниями». Это могут быть знания о себе (я делаю, чувствую и т.д.) или знаниями о мире (что и где происходит, что из этого получится, что доставляет удовольствие,  что боль и т.д.)

Классический пример Фестингера о курильщике: знает, что курить вредно, но продолжает ---> три пути, по которым можно избавиться от диссонанса или уменьшить его: 1.Изменить поведение – бросить курить. 2.Изменить когницию – убедить себя в том, что опасности нет. 3.Проводить селекцию информации -  воспринимать только то, где не говориться об опасности курения

Фестингер называет 5 областей, в которых уменьшение диссонанса играет важную роль: 1.Конфликт после принятия решения ---> стремление найти доводы в пользу сделанного выбора ---> снижение объективности по сравнению с тем, что было до выбора. 2.Вынужденное согласие: у человека возникает диссонанс не потому, что его принудили принять решение, а он сам, добровольно, позволил вовлечь себя в решение, вызывающее диссонанс ---> человек стремиться оправдаться, повышая ценность совершенного   действия. 3.Специфический отбор информации – не столько стремление избежать негативной информации (увеличивающей диссонанс), сколько стремление найти позитивную информацию. 4.Несогласие с убеждениями социальной группы, когда ее неправота очевидна, признание чего могло бы привести к уменьшению диссонанса. Правда, обычно человек вместе с группой находит доказательства правоты группы.  5. Неожиданные результаты действий и их последствия, когда мера усилий человека уменьшить диссонанс зависит от того, как соотносятся затраченные им усилия и неуспешность результата:  диссонанс сильнее в том случае, когда результат какого-то решения противоречит представлению человека о себе. Чтобы уменьшить диссонанс в этом случае, человек склонен изменять даже самооценку

Фестингер предлагает четыре возможных источника диссонанса: 1.Из логической непоследовательности. Человек допускает одновременное существование двух противоречивых суждений (люди смертны, я человек, но я не умру). 2.Из несоответствия когнитивных элементов культурным образцам (нормам).ex Профессор кричит на студента – нарушение педагогических норм – он должен испытывать диссонанс. 3.Из несоответствия  когнитивного элемента более широкой системе представлений(демократ на выборах голосует за республиканца). 4.Из несоответствия прошлому опыту.

В трех последних случаях отсутствует логическое несоответствие – ситуации не подчиняются фигурам и правилам силлогизма, однако диссонанс все же возникает.

Теории когнитивного соответствия не смогли вплотную приблизиться к ответу на вопрос о связи когнитивной активности и поведения, деятельности человека.