Психология: Основные направления - Методология проективной диагностики личности.
[Психология:Основные направления ]

Проективные методики (лат. projection – выбрасывание вперед) – это совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода. В основании всех методик лежит «проективная гипотеза» – каждое эмоциональное проявление индивида несет на себе отпечаток его личности. Понятие проекции для обозначения этих методик было впервые использовано Л. Франком (1939), он выделил формальные признаки:

·         неопределенность и неоднозначность стимульного материала или инструкции ( свобода выбора испытуемого ( снимается фрустрация.

·         отсутствие ограничений в выборе ответа (чем больше ответов, тем лучше, тем больше диагностических возможностей появляется у методики)

·         отсутствие ключей, оценки ответов-реакций как «правильных» или «ошибочных», деятельность испытуемого происходит в атмосфере доброжелательности при отсутствии оценки со стороны экспериментатора

·         стимул приобретает смысл не в силу его объективного содержания, а в связи с личностным значением, придаваемым ему испытуемым 

В проективных методиках измеряют не какую–либо психическую функцию, а модус личности в ее отношениях с социальным окружением. Проективные методики показывают: стиль взаимоотношений личности с другими людьми, ведущие мотивы  и пути их реализации, степень гармоничности/конфликтности аффективной сферы, средства разрешения внутренних и внешних конфликтов, меры осознанности и адекватности самооценки.

Классификация проективных методик:

1)      Конститутивные (пятна Роршаха) – структурирование и оформление стимула, придание ему смысла; ответы кодируются.

2)       Конструктивные (тест Мира, Q-сортировка) – необходимо создать осмысленное целое из оформленных деталей.

3)      Интерпретативные (ТАТ, ДАТ) – картины более структурированные, необходимо проинтерпретировать события, ситуации.

4)      Катартические (психодрама) – осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях.

5)      Аддитивные (тест Розенцвейга, HAND-тест) – завершить начатую в стимульном материале ситуацию, рассказ, предложение.

6)      Экспрессивные (рисуночные – пиктограмма, ДДЧ) – рисование на свободную или заданную тему.

7)       Импрессивные (тест Люшера, тест Сонди) – определить предпочтение стимулов как наиболее желательных.

Проективный подход изучения личности зарождается в рамках школы психоанализа. Большинство проективных методов возникло в клинике в недрах психоаналитической психотерапии. Это специальные техники клинико-экспериментального исследования особенностей личности, которые наименее доступны при наблюдении и опросе. Первым проективным тестом считается тест свободных ассоциаций Юнга. Изначально термин «классическая проекция» понимается как один из защитных механизмов по Фрейду, который отражается в переносе собственных черт на внешний мир как внутреннее решение бессознательного конфликта.

Источники:

1.              Холистическая психология (К. Левин, Олпорт) – целостность личности, единство личности и социальной сферы. Предмет проективного исследования – субъективная концептуализация  индивидом отношений «личность – среда». Личность  - саморегулирующая система, цель которой – организация субъективного опыта в соответствии с адаптивными задачами. Проективные методики – средство изучения способов и путей организации индивидом физического и социального опыта, субъективных впечатлений о себе и своем опыте. Проективные методики вскрывают не объективные качества  личности, а то,  как они воспринимаются самой личностью.

2.              Психоанализ. Желания компенсируются в фантазии  галлюцинаторным образом. В проективных методиках активируется фантазия испытуемого. Личность – арена борьбы бессознательных влечений и социокультурных требований. Конфликт разрешается через защитные механизмы,  которые диагностируются в проективных методиках.

3.              Экспериментальные исследования new look Брунера. Гипотеза о селективности восприятия. 3 механизма:

·         Принцип резонанса: стимулы, релевантные потребностям воспринимаются  правильнее и быстрее, чем несоответствующие стимулы.

·         Принцип защиты: то, что противоречит принципам, или несет информацию, разрушающую Эго, воспринимается хуже и сильнее искажается.

·         Принцип стабильности: стимулы, которые угрожают индивиду или могут привести к серьезным нарушениям, узнаются быстрее прочих.

Эриксон и Лазарус изучали действия принципов перцептивной  защиты в тестах Роршаха, ТАТ, и показали, что перцептивные феномены – частный случай механизмов психологической защиты, описанной в психоанализе. Доказали связь между содержанием потребности, ее интенсивностью и проективным выражением потребности. Латентные потребности, разрядка которых в поведении блокирована супер-эго, выражаются в проявлении механизмов психологической защиты.

Основная критика проективных методов:

1)      Нет доказательств, что стоит за реакцией на стимул;

2)      Не известно, какие уровни личности исследуются, какие личностные переменные проецируются;

3)      Влияние собственной проекции диагноста;

Не достаточно стандартизированы, неподатливы традиционным способам определения валидности и надежности.