Психология: Основные направления - Механизмы образования патологических черт при текущих органических заболеваниях
[Психология:Основные направления ]

К текущим органическим заболеваниям относится прежде всего эпилепсия, а также другие органические заболевания головного мозга сосудистого (инсульты) или травматического (ЧМТ) генеза. А также умственная отсталость и деменция как хронические синдромы поражения головного мозга. Рассмотрим механизмы образования патологических черт на примере эпилепсии.

Эпилепсия – заболевание неврологического происхождения. Эту болезнь открыл Гиппократ ("Священная болезнь").

Психиатры отмечают, что у больных с течением болезни возникают черты, не свойственные им ранее. Они становятся крайне эгоцентричными, у них отмечается особая (патологическая) педантичность, придирчивость к окружающим, стремление поучать, ханжество, угодливость, агрессивность и жестокость, навязчивое стремление к строгому порядку. Все эти черты образуют самый яркий характер психической клиники. Такой характер не является прямым, это болезненные изменения личности.

Чтобы дать анализ психологическим закономерностям аномального развития, необходимо определить, какой именно феномен личностных нарушений станет объектом изучения. В качестве такого феномена личностных нарушений выступает патологическая педантичность. Она является типичной характерной чертой для больных эпилепсией. Патологическую педантичность наиболее легко фиксировать, объект проявляется во внешнем наблюдении.

1.      Психофизиологический уровень.

Извращенный, нервная система инертна, нервные процессы тугоподвижны. Эпилептику трудно думать, двигаться, проявлять эмоции. Недостаточно развита моторика. Нужно проследить, как нарастание тугоподвижности влияет на формирование личностных отклонений:

На ранних этапах заболевания часто не обнаруживают какой-либо специфический патологический оттенок в стремлении к педантичности и последовательности. Нарастание заболевания приводит к тому, что увеличивается тугоподвижность мыслительных процессов. Осуществление действия или деятельности возможно только за счет тщательного выполнения каждого элемента задания (как компенсация тугоподвижности процессов). Если уделять особое внимание каждому элементу, то всякий раз больной хотя бы на время вынужден отвлекаться от конечной цели задания, деятельности. Чем труднее задание, тем больше отвлечение, пока само выполнение отдельной деятельности не становится самоцелью и не приобретает характер самостоятельной мотивирующей цели. В этом легко узнать сдвиг мотива на цель, смыслом становится сужение мотива (в норме – сдвиг мотива на цель ведет к расширению мотивов личности к формированию более сложных социальных действий, мотивов; личность совершенствуется). Сдвиг мотива на цель (по-другому – поломка целеполагания) – нарушения на втором уровне психического здоровья.

2.      Индивидуально-исполнительский уровень психического здоровья.

Особые условия образуют не только инертность, но и ряд других параметров, в основе которых лежит органическое поражение мозга: сужение поля ориентировки – это специфическая черта всех больных, которые страдают текущими органическими заболеваниями сосудистого или травматического генеза. Сужение поля ориентировки не позволяет больным охватить все существующие элементы деятельности. Это ведет к конкретно-ситуационной структуре, доступны лишь те виды деятельности, где невелики требования к широте охвата и быстроте ориентировки. Со временем больным становятся недоступны и прежде отработанные навыки-автоматизмы – сознание переключается на выполнение того, что в норме является лишь вспомогательной технической операцией. Сложная деятельность теряет для больного смысл. По мере нарастания дефекта эпилептик часто становится работником с четким выполнением своих обязанностей.

При эпилепсии деятельность мало опосредована, лишена гибкости, стереотипна. Четко закреплена на единственных способах удовлетворения потребности. Выполнение так называемой редуцированной деятельности имеет определенный смысл для больного: феномен сокращения смысловых единиц деятельности. Становятся понятным неадекватные поступки больных, жесткость, злопамятность, патологическая заботливость о собственном здоровье (ипохондрия) – это уже нарушения на третьем уровне психического здоровья.

3.      Личностно-смысловой уровень психического здоровья.

Если эпилептик регулярно получает медикаментозное лечение и психотерапию, то у него третий уровень может остаться в сохранности. Если же эпилепсия не лечится, то происходят значительные изменения:

Мышление становится замедленным, инертным, вязким. Появляется многословие, застревают на мелочах. С трудом переключаются на новую тему. Слабые процессы логического мышления. Характерно шаблонное мышление. Снижение уровня обобщения, непоследовательность суждений (инертность мышления). Любят употреблять уменьшительно-ласкательные суффиксы. Память: детально помнят прошлые события, но смысл их им не доступен. У нелеченого эпилептика память может резко снижаться, что приводит к уменьшению запаса слов (олигофазия). Снижается устойчивость, концентрация, переключение внимания. Это связано с астенией (слабость). Аффекты, как и мышление, становятся вязкими, не поддаются отвлечению. Эмоционально-волевая сфера нарушена, разрушения отражаются на формировании характера. Эпилептики становятся злопамятными, мстительными. Холодно относятся к окружающим, маскируя это показной любезностью; нежность проявляют только к тем людям, от которых зависят. Но с теми, от кого они не зависимы, кто младше их, ведут себя иначе. Дискомфорт компенсируют издевательством над детьми. Чем дольше болеет эпилептик, тем быстрее выходит на ярость и агрессию. Воображение становится очень бедным. Может детально описать изображение, но не скажет, что это. Воля снижается, что затрудняет процесс сложной деятельности.

Анализ изменения деятельности позволяет утверждать следующее:

1.Сфера психического осуществляется по собственным, присущим только ей внутренним законам.

2.При формировании аномалий деятельности действуют психологические механизмы общие и для протекания нормальной жизни.

3.Биологические особенности болезни обуславливают, диктуют сужающиеся рамки течения психических процессов.

4.Психика едина. Патология возникает не из-за того, что на ряду с нормой начинают действовать существующие аномальные механизмы, а из-за того, что общие психические механизмы начинают извращаться, функционируя в особых, экстремальных для них условиях.

Эксперимент Братуся (не знаю, надо его или нет, спросим на консультации)

Сравнивал две группы с целью показать, что нет однозначной передачи с низших уровней на высшие. У обеих групп одинаковая форма и тяжесть заболевания. Инертность, замедленность восприятия, тревожность. Но! Оказалось, что различается личностно-смысловая направленность.

1 группа – все классические отрицательные черты, которые приписываются психиатрами эпилептическому типу. Болезнь рассматривается как основание для оправдания уклонения от помощи другим, особого отношения к себе. Больные, как правило, не работают, объясняя это плохими условиями труда, говоря о вреде каких-либо усилий для их здоровья, плохим отношением сослуживцев к ним. В отношениях с другими господствует недоверчивость, подозрительность, агрессия как ведущий способ разрешения конфликтов. Отрицательное отношение к труду.

2 группа – пациенты продолжали активно работать, говорили, что не могут представить себя вне того коллектива, в котором они трудятся. Выражали беспокойство по поводу того, как скажутся результаты исследований на решении врачей о степени их трудоспособности, не повлечет ли это ограничения или запрета на выполнение прежней работы. Охотно участвовали в домашней хозяйственной деятельности. Ни за что не хотели переходить на более простую и нижеоплачиваемую работу, так как считали, что болезнь не освобождает их от ответственности за материальное положение своей семьи.

Таким образом, несмотря на сходство нарушений и условий, в которых развертываются процессы психической деятельности, общая личностная направленность больных 1 и 2 группы была различной, а вместе с тем были различными жизненная судьба и отношения с людьми: эгоцентризм больных 1 группы определял их путь в одиночество и озлобление против мира. Алоцентризм (центрация на другом) больных 2 группы был ведущей смысловой ценностью, которая включала больного в более широкие круги деятельности и формировала тем самым качественно иное отношение к себе и к окружающим.

Психологическая помощь при эпилепсии:

¾      Приобщение к определенной посильной трудовой деятельности;

¾      Придание этой деятельности статуса значимости для других людей;

¾      Включение этой деятельности в систему взаимодействия с миром;

+ Учет специфики последовательных зон развития деятельности:

1)      Выявление и стимулирование желания пациента работать;

2)      Возможность ознакомления и пробы своих сил в разнообразных видах труда;

3)      Помощь пациенту глубже заинтересоваться выбранной областью;

4)      Возможность осуществлять свою работу вне территории больницы;

5)      Направление на долгое время в общежития вне больницы, чтобы постоянно работать в мастерских и цехах;

Начало нового социально адаптированного этапа жизни.