Психология: Основные направления - Характеристика интерактивной стороны общении. Символический интеракционизм
[Психология:Основные направления ]

Интеракционизм (символический инт-зм) термин введен Дж. Мидом. Центральная мысль - личность формируется во взаимодействии с другими людьми, механизмом этого процесса является установление контроля действий личности теми представлениями о ней, которые складываются у окружающих. В процессе общения происходит обмен символами, на основе символов строится ролевое поведение. Для успешного осуществления коммуникации, ч-к д принять роль другого. Значение символа следует искать в реакции того лица, кому адресована символическая коммуникация. Человек ориентируется на то, как он воспринимается значимым другим, в соответствии с этим у него формируется представление о себе самом, о собственном «Я». Мид разделяет «Я» на I и me. I - творческая сторона "Я", непосредственный ответ на требование ситуации, me – своего рода норма, контролирующая I от имени других, необходима зрелой личности, т.к. способствует  адекватному восприятию личностью самой себя и своих действий.

            Интерактивная сторона общения – условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной дея-ти Взаимодействие – это не только обмен информацией, но и организация совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них дея-ть.

            На вопрос, почему люди вообще вступают в различные взаимодействия, отвечали несколько теорий:

 

1.      Теория социального обмена Люди обмениваются информационными действиями, статусами, т.к. интуитивно ожидают, что им за это воздастся. На бессознательном уровне мы минимизируем свои расходы и увеличиваем вознаграждение (внешнее одобрение, самоодобрение). Люди оказывают помощь, чтобы лучше понимать друг друга, стать членом группы, снять чувство вины, соотнести свое поведение человеческими ценностями. Выгоды от оказания помощи очень важны

2.      Теория социальных норм. Мы действуем как-то, т к чувствуем, что должны это сделать. Часто чувство долга срабатывает бессознательно (на детях) В основе лежит долженствование, нормы взаимности: нам следует не наносить вред, а оказывать помощь тем, кто помогает нам, связаны с ответственностью, которая дает человеку чувствовать себя членом общества.

3.      Эволюционистская теория. Заложенные в генах отношения заставляют нас общаться, чтобы увеличить возможность выживаю «хранения рода, в одиночестве мы не выживем.

4.      Теории диадического взаимодействия. В основе лежит математическая теория игр Тибо и Келли «Дилемма узника». Взаимодействие упрощается до диады: 2 узника находятся в заточении и не имеют возможности общаться. Строится матрица, в которой фиксируются возможные стратегии их взаимодействия на допросе, когда каждый будет отвечать, не зная как ведет себя другой У каждого имеется 2 альтернативы сознаться или не сознаться. Могут сложиться 4 ситуации, матрица фиксирует эти возможные ситуации, при этом рассчитывается выигрыш каждого участника в различных ситуациях Этот выигрыш и является исходом в каждой модели игровой ситуации.

            Общение будет продолжаться, если оба участника получают выигрыши, т. е. исходы позитивны. Позитивные исходы м.б. моральными или материальными. Интеракция возможна, т к люди нуждаются в поддержке своих мнений и действий. Само согласие м.б. вознаграждением. Тибо и Келли вводят 2 понятия: уровень сравнения – средняя величина положительных исходов, исход положителен, если он выше среднего уровня (этот уровень определяется тем, как человек оценивает свои возможности). Уровень сравнения альтернатив - ситуация, когда человек решает угодно ли ему оставаться в данных взаимоотношениях.

            Существует 2 вида контроля фатальный - когда I участник полностью определяет исходы для другого, поведенческий - каждый из участников не может полностью определить исход для другого, но может повлиять на исход своими стратегиями.

            Тибо и Келли делают допущения относительно природы матрицы:

            • В ее клетках содержатся все возможности вознаграждений и издержек в данном взаимодействии

            • В ней представлены все возможные линии поведения участников

            • Ценности издержек и вознаграждений варьируют с течением времени благодаря воздействию многих факторов (насыщение, утомление).

            • Матрица не известна участникам до взаимодействия. В процессе взаимодействия они делают открытия относительно возможных ходов и поведенческого репертуара своего партнера.

            К теориям диадического взаимодействия также относятся подход Хоманса и его теория элементарного социального поведения. Каждый участник взаимодействия ожидает пропорциональности между получаемым выигрышем и понесенными издержками, т.е. ожидает справедливого обмена.

            Подход Берна в рамках транзактного анализа - направлении, предлагающем регулирование действий участников взаимодействия через гулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия. Каждый участник взаимодействия может занимать одну из трёх позиций, которые условно можно обозначить как Родитель (Р), Взрослый (В), Ребенок (Ре) (лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии). Взаимодействие эффективно когда транзакции совпадают (носят дополнительный характер). Транзакции также могут быть пересекающимися, в этом случае эффективность взаимодействия невелика.

            Второй показатель эффективности - это адекватное понимание ситуации и адекватный стиль действия в ней. Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий, в каждой из них человек по-разному подает себя, а если эта самоподача не адекватна, то взаимодействие затруднено. Различают 3 основных стиля действий ритуальный, манипулятивный, гуманистический.

            Каждое из состояний всегда имеется в наличии у человека, но представлены по-разному. Если в психике представлены реакции импульсивные, влечения, то такой человек находится в состоянии ребенка (радость, гнев, удивление). Ребенок проявляется в 3 видах естественный, бунтующий и приспособившийся Естественный ребенок не позволяет себе поведения, которое не соответствует требованиям родителей, он боится потерять своих родителей, боится их недовольства. Бунтующий ребенок отрицает все нормы, авторитеты и дисциплины, приспособившийся ребенок очень конформен, он неуверен, робок и стыдлив

            Состояния родителя связаны с оцениванием другого человека. Может быть в 3 видах контролирующий, воспитывающий и жесткий внутренний. Состояния родителей диагностируются в модальности действий раздражение, возмущение, желание подавить. Взрослый - это эффективный потенциал навыков, способностей, который позволяет объективно оценивать других людей, себя и действительность Люди вступают во взаимодействие, играют в игры. Эффективное взаимодействие - это дополнительные транзакции, пересекающиеся обладают высокой конфликтностью. Также Берн разделяет скрытые и явные транзакции. Н-р , продавец «Эта модель намного лучше, но она вам не по карману». Покупатель: «Отлично, вот ее я и возьму»

            Игры - это серии скрытых дополнительных транзакций с четко определенным и предсказуемым исходом. Игра определяется скрытым мотивом и наличием выигрыша. Описывает множество игр: «Если бы не ты», «Алкоголик» и т.д. Т.о. взаимодействуя, люди почти всегда играю в игры по определенным сценариям.

            Также Берн выделяет ритуалы (социально приемлемые способы общения) - структурирование времени, и процедуры - серия простых сомнительных взрослых транзакций, направленных на взаимодействие с действительностью (управление самолетом, хирургические операции).